А. Белов — о том, как изменился молочный рынок России за последние 6 лет, и об особенностях развития отрасли в «пандемийном» 2020 году
За прошедшие 6 лет производство молока, поступающего на переработку, в России выросло на 20%. Экспортные поставки всех видов молочной продукции увеличились на 33%, а совокупный импорт упал на 25%. Такие данные привел генеральный директор Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Артем Белов в интервью «Аргументам и фактам».
По оценкам «Союзмолока», которые приводит Белов, в 2020 г. поставки за рубеж питьевого молока выросли на 9 тыс. т, в то время как производство увеличилось на 89 тыс. т, импорт — на 35 тыс. т. Экспорт сыра вырос на 5 тыс. т, а внутреннее потребление, включающее отечественное производство и импорт, увеличилось почти на 60 тыс. т.
Всего же в прошлом году Россия нарастила зарубежные закупки молочной продукции только на 2,5%. По ряду направлений они, наоборот, сократились, подчеркивает генеральный директор союза. Так, сразу на 40% упал импорт сухого цельного и обезжиренного молока.
Все эти изменения связаны с особенностями «пандемийного» 2020 г., отметил Белов.
«В связи с пандемией коронавируса миллионы людей стали работать и учиться дома, а значит, больше готовить. Это увеличило потребление сыра, творога, масла и других молочных продуктов, входящих в домашнее меню. Дополнительно спрос подстегнуло и то, что многие туристы, обычно выезжающие за рубеж, провели отпуск в России. А правительство выделило на поддержку семей с детьми около 400 млрд руб., что позволило сохранить спрос. В такой ситуации отечественные молочные предприятия увеличили выпуск большинства видов продукции. Но этого оказалось недостаточно, и без импорта мы обойтись не смогли бы», — подчеркнул представитель «Союзмолока».
По его словам, в первый год пандемии товары молочной категории подорожали в рознице на 3,6% — это меньше, чем общая потребительская инфляция, составившая около 5%. «Сказались особенности молочного рынка, где высока конкуренция и много социально важных товаров, покупатели которых замечают изменения даже на считаные рубли, — считает Белов. — Поэтому производители до последнего сдерживали цены, чтобы сохранить прежний объем потребления».
По данным «Союзмолока», по итогам прошлого года среднедушевое потребление молока в России составило 240 кг, на килограмм превысив уровень 2014 г.
«Сыра, скажем, мы едим еще мало — около 5 кг при среднеевропейском показателе в 15 кг на человека за год. И здесь мы прогнозируем серьезный рост потребления: в ближайшие 3–4 года в сыроделии планируется реализовать проекты с валовым объемом производства 300 тыс. т. Производство сыра будет увеличено в нашей стране в 1,5 раза», — заявил Белов.
А вот выпуск кисломолочной продукции сокращается. Это не значит, что кефир и сметану мы разлюбили — просто появились новые продукты: йогурты, молочные десерты, которые пришли на замену традиционным, отметил он.
В последние годы самообеспеченность России молочной продукцией находится на уровне 84% (при целевом показателе в 90%) — это меньше, чем по зерну, сахару, мясу кур и свинине.
«В молочную индустрию нужно больше вкладывать денег и времени, чтобы получить результат. Инвесторы сначала пошли в „скороспелые“ животноводческие отрасли и только затем, по мере роста конкуренции в птицеводстве и свиноводстве, обратили внимание на молочное скотоводство», — объясняет Белов.
Развитию отрасли немало поспособствовала господдержка, включающая возмещение 25% затрат на строительство новых ферм, кредиты по низким ставкам и субсидирование производства молока, рассказал он в интервью. Сильный импульс придала и девальвация рубля, произошедшая в 2014 г. С одной стороны, она сопровождалась кризисом, понизившим доходы и покупательную способность населения. Но с другой стороны, падение курса рубля сделало российское молоко более конкурентоспособным, чем импортное.
«Думаю, еще 4–5 лет — и продовольственную безопасность страны по молоку мы обеспечим», — заверил он.
Есть мнение, что рост молочного производства в России обеспечивают несколько крупнейших инвесторов, но на самом деле «ландшафт нашей индустрии разнообразен», не согласен генеральный директор отраслевого союза. По его словам, на 50 ведущих производителей сырого молока в России приходится лишь 13–14% всего объема производства. А основной объем дают сотни средних и тысячи малых агропредприятий. При этом не меньше половины молока в России производят комплексы, построенные по самым современным технологиям.
Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам aif.ru