Эксперты прогнозируют двукратный рост потребления этого мяса в РФ к 20230 году

С 2015 по 2024 год производство мяса индейки в России почти утроилось, в то время как в большинстве стран мира оно стагнирует или падает на фоне снижения выпуска в странах-лидерах на 4,6%. Об этом на саммите «Аграрная политика России» сообщил президент Argifood Strategies Альберт Давлеев, представив результаты ежегодного анализа производства индейки в топ-10 странах, сделанного по заказу Национальной ассоциации производителей индейки (НАПИ).
По данным компании, в 2024 году Россия произвела 438 тыс. т индейки, что на 3,8% больше, чем в 2023-м, и на 186% больше, чем в 2015-м. При этом РФ прочно закрепила свое лидерство на европейском рынке и является вторым крупнейшим производителем индейки в мире.
Из топ-10 стран только Польша, Испания и Россия показали прирост производства индюшатины в последнее десятилетие. При этом в 2024 году и польское, и испанское индейководство тоже ушли в минус (-5% и −6,8% соответственно) в связи с удорожанием себестоимости откорма и переходом значительного числа фермеров на выращивание кур. «На этом фоне Россия остается единственной страной, показавшей устойчивый рост производства индейки на протяжении всех последних лет», — отмечает Давлеев.
Лидер мирового индейководства — США — продолжает снижать производство: −6,1% в прошлом году и −9% за последние десять лет из-за гриппа птиц и инфекции метапневмовируса. Франция в прошлом году начала частично восстанавливать поголовье за счет эксперимента с вакцинацией от гриппа птиц (+7,4%), однако общая тенденция негативная, что выражается в падении показателей выпуска продукции на 38,1% с 2015 года. Сильный провал в бразильском индейководстве (-61% за десять лет) объясняется ограничениями экспорта в ЕС, а в британском (-53,6%) — общим снижением потребления из-за сокращения размеров домохозяйств, снижением покупок индейки на Рождество и конкуренцией со стороны более дешевого импорта из Польши. Индейководство Германии, Канады и Италии также демонстрируют снижение производства от 7 до 22% ввиду зрелости рынков, крайне ограниченного экспорта и гриппа птиц.
По словам исполнительного директора НАПИ Анатолия Вельматова, к 2030 году россияне будут есть в два раза больше мяса индейки по сравнению с текущим показателем. Потребление этого мяса в России за последние 13 лет увеличилось с 500 г на человека в год до 2,85 кг, то есть почти в 5,5 раза, отметил эксперт.
«В среднем ежегодно потребление индейки в России растет на 25%. К 2030 году россияне будут потреблять не менее 5 кг на человека, а может даже и 7 кг», — прогнозирует Вельматов.
Увеличению потребления способствует рост производства данного вида мяса, а также его популярности среди населения. В 2025 году выпуск этой продукции может вырасти на 6% к уровню 2024 года, до 465 тыс. т, а в перспективе до 2030 года выйти на уровень не менее 650 тыс. т.
Исполнительный директор ассоциации отмечает, что спрос на индейку в РФ растет. По итогам прошлого года он увеличился на 14%, прежде всего за счет увеличения числа покупателей и частоты покупок. Этому способствует улучшение благосостояния населения, рост продолжительности жизни и ориентация потребителей на здоровое питание, высокая пищевая и биологическая ценность данного мяса, а также расширение ассортимента готовой продукции и полуфабрикатов из индейки.
Для популяризации этого вида мяса среди населения в ассоциации реализуют проект «Развитие рынка мяса индейки: стратегия популяризации и роста потребления». Основная цель — повысить осведомленность о пользе этого мяса, увеличить ассортимент и повысить его доступность для широких слоев населения. Одна из задач — внедрить мясо индейки в социальное питание: увеличить его долю в меню школ, детсадов, больниц, учреждений соцзащиты и армии.
Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам agroinvestor.ru и vetandlife.ru