Для небольшого производителя цифровые форматы торговли могут стать основным каналом сбыта
По подсчетам «Россельхозбанка», к 2030 году каждая десятая покупка продуктов будет совершаться через интернет. В прошлом году доля электронной торговли в общем объеме розничной торговли составила 2% даже на фоне роста онлайн-торговли в разгар пандемии. При этом для небольшого производителя цифровые форматы могут стать основным каналом сбыта, считают в банке. У фермеров нет возможности вкладывать средства в строительство складов, обеспечивать большие и стабильные поставки в большие магазины. А ярмарки не могут охватить столько потенциальных покупателей.
Потребитель же получает свежую качественную продукцию без торговых наценок. У россиян уже сейчас есть возможность купить фермерские продукты, находясь практически в любой точке страны. Например, на маркетплейсе «Свое Родное» представлено около 35 тыс. продуктов в 17 товарных категориях. В основном это небольшие локальные сельхозпроизводители. Продукция доступна жителям 67 регионов страны.
«Яндекс. Еда» доставляет фермерскую продукцию с ярмарок, онлайн-маркетов и рынков выходного дня в Москве и области, Краснодарском крае. Здесь можно заказать свежие овощи и фрукты, молочную продукцию, мясо, птицу, рыбу и другое. А доля местных производителей в «Яндекс. Лавке» может достигать до 50% от ассортимента.
В июне этого года «Яндекс» подписал соглашение с Минсельхозом России о создании новых каналов дистрибуции для фермерской продукции. Аналогичное соглашение министерство подписало и с Ozon, о чем ранее писал «Центр Агроаналитики». Компания будет обучать фермеров работе на маркетплейсе.
Фермеры уже сейчас могут продавать в Ozon весь свой ассортимент, главное — учитывать условия хранения и транспортировки. Например, мед, чай, лимонады можно хранить на складе Ozon и доставлять в течение одного или нескольких дней по всей стране, а также в зарубежные страны. Если же фермер производит cвежие продукты, то они требуют экспресс-доставки. Служба Ozon Express доставляет свежую фермерскую продукцию: мясо, птицу, молочные продукты, сыры, грибы, зелень и овощи — по Москве, области и Санкт-Петербургу. Свежие продукты поставляют аграрии не только из ближайших к Москве и Санкт-Петербурга регионов. Есть, например, продавцы и из Краснодарского края.
Ассортимент интернет-магазина «Ешь деревенское» представлен приблизительно 2 тыс. позиций. Это молоко, сыр, яйца, мясо и птица, овощи и фрукты, кулинария и хлеб, сладости, бакалея, рыба, заморозка. Доставляют по Дубне, Твери, Дмитрову, Москве, Санкт-Петербургу и ближайшим городам.
В пандемию россияне стали уделять внимание качеству продуктов. По данным опроса общественного мнения компании Romir, число россиян, обращающих внимание на состав и срок годности продукции, увеличилось за год с 57% до 76% в 2020 году и с 70% до 83% соответственно. Торговые сети фиксируют кратный рост спроса на ЗОЖ-продукты. И такая тенденция только будет набирать обороты, считают эксперты.
Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам rg.ru