30 сентября 2020

FAS USDA: Китай быстро стал основным направлением экспортных поставок российских бройлеров

За полгода на Китай пришлось 62% совокупного российского экспорта этой продукции, или 76,75 тыс. т

Фото: «Легион-Медиа»

Согласно отчету FAS USDA, экспорт мяса бройлеров из России в 2021 г. прогнозируется на уровне 220 тыс. т, что на 2,3% выше прогноза на текущий год (215 тыс. т). В январе — июне 2020 г. Российская Федерация экспортировала 111,4 тыс. т (+58,8% к показателю за аналогичный период 2019 г.). Объем экспорта мяса бройлеров в настоящее время растет в основном за счет поставок в Китай, рынок которого открыт для российской курятины с мая 2019 г.

Несмотря на сложности с морскими перевозками в первом квартале 2020 г., Китай быстро стал основным направлением зарубежных отгрузок российских бройлеров. Так, за первую половину года на Китай пришлось 62% совокупного российского экспорта: объем поставок в эту страну в январе — июне достиг 76,75 тыс. т (в т. ч. 42,1 тыс. т замороженных куриных лапок, 25,6 тыс. т замороженных куриных крылышек, 4,6 тыс. т замороженных куриных окорочков и 3,2 тыс. т замороженных куриных бедрышек). В стоимостном выражении объем экспорта в Китай составил 141,7 млн долл. США. По данным на сентябрь 2020 г., 40 российских птицефабрик и 15 холодильных складов прошло аттестацию на поставки мяса кур в Китай, среди которых и крупнейшие российские производители: ГАП «Ресурс», «Черкизово», «Мираторг» и «Белгранкорм».

По словам экспортеров, на сегодняшний день основными сложностями при поставке мяса бройлеров в Китай являются следующие:

  1. Короткий срок хранения продукции при длительных сроках доставки. Основная часть продукции экспортируется в Китай через порты Санкт-Петербурга и Новороссийска, средний срок доставки морем составляет 55–60 дней, притом что максимальный срок хранения замороженной птицы в Российской Федерации — 12 месяцев. Из-за задержек с доставкой в связи с пандемией COVID-19 некоторые экспортные грузы находились в пути значительно дольше и, как следствие, прибыли к китайским покупателям с весьма ограниченным сроком годности. Минимизация сроков доставки возможна при использовании железнодорожного транспорта (сокращение возможно до 15–16 дней), однако данный вид транспорта значительно дороже морских перевозок. В настоящее время экспортеры сотрудничают с ОАО «РЖД» и заинтересованными органами государственной власти с целью консолидации усилий в области судоходства и разработки железнодорожных маршрутов для экспорта холодильных грузов в Китай.
  2. Экспорт в Китай осуществляется только по каналам В2В, что полностью исключает поставки брендированной продукции. Иными словами, контакты с китайским рынком ограничиваются только организацией-импортером с китайской стороны. Непосредственно дистрибуция продукции на внутреннем рынке Китая никак не контролируется российскими предприятиями-экспортерами.
  3. В Китае очень высокие требования к объемам поставок и стабильному качеству продукции.

Основным драйвером роста экспорта, как указано в отчете, станет ослабление российского рубля и, как следствие, падение рентабельности продаж на внутреннем рынке. А учитывая стагнацию внутреннего потребления мяса бройлеров, все больше российских производителей стремится осуществлять поставки на рынок Китая, а также далее расширять географию экспортных отправлений.

Перевод выполнен ФГБУ «Центр Агроаналитики» с сайта fas.usda.gov