Всего в регионах около 1 100 учреждений СПО обучают профессиям, связанным с АПК
Люди — ключевая ценность для сельскохозяйственной отрасли, заявила министр сельского хозяйства РФ Оксана Лут в Тимирязевской академии на выездных слушаниях комитета Госдумы по аграрным вопросам на тему развития кадрового потенциала АПК. По ее словам, комплексный подход к обеспечению предприятий высококвалифицированными кадрами является безусловным приоритетом.
Министр напомнила, что для привлечения специалистов в отрасль в структуре нового нацпроекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности» разработан федеральный проект «Кадры в АПК». Одно из его ключевых направлений — создание агротехнологических классов в школах.
«Сейчас проходит несколько мероприятий, которые связаны с образовательными процессами, с подготовкой кадров для нашей отрасли — как это сейчас модно говорить — с бесшовной подготовкой, с непрерывным образованием, начиная от агроклассов», — сообщила Лут, отметив, что Минсельхоз рассчитывает на то, что в этом году Минпросвещения примет стандарт именно для таких классов.
По ее словам, в прошлом году в восьми регионах открылись 50 пилотных агроклассов, где сейчас обучаются около 1 тыс. учеников. Несколько субъектов запустили подобные классы в инициативном порядке. Ожидается, что по итогам текущего года в 63 регионах будут работать почти 600 агротехнологических классов, а к 2030 году их число достигнет 18 тыс.
«Преимущественно это школы, которые находятся в сельской местности. От городских школ мы, конечно, тоже не отказываемся, но, понятно, что за городского ребенка конкуренция очень большая. Сельские школы — это наш контингент, это дети, с которыми надо работать», — сказала министр.
В единую концепцию подготовки кадров включаются также средние и высшие учебные заведения, а главным заказчиком отрасли является бизнес. «Мы должны ориентироваться на бизнес, на задачи, на требования, которые ставит бизнес в рамках подготовки кадров», — подчеркнула Лут.
В системе Минсельхоза 40 вузов развивают среднее профессиональное образование (СПО). А всего в регионах около 1 100 учреждений СПО обучают профессиям, связанным с АПК.
Что касается высших учебных заведений, по словам министра, важно понимать, какие специалисты и с каким уровнем квалификации требуются сейчас не только для отрасли в целом, но и для каждого конкретного предприятия.
В ходе стратегической сессии «Современные вызовы аграрного образования и науки» для руководителей подведомственных образовательных и научных организаций Оксана Лут отметила, что сейчас в 45 подведомственных вузах по программам высшего и среднего профессионального образования обучаются почти 280 тыс. студентов.
По словам министра, среди приоритетных задач вузов — увеличение числа абитуриентов, принимаемых на целевое обучение по договорам с работодателями. Также планируется расширение доли бюджетных мест по наиболее востребованным аграрным специальностям. На оценку качества работы вузов в этом направлении будет влиять доля выпускников, трудоустроенных на предприятиях АПК.
Глава Минсельхоза подчеркнула необходимость отраслевой специализации и кооперации подведомственных вузов. Это позволит сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях обучения, сделать их более понятными и привлекательными как для работодателей, так и для абитуриентов. Кроме того, такой подход создаст основу для развития сетевого взаимодействия, обмена компетенциями.
Движущей силой научной кооперации в агропромышленном комплексе станут отраслевые НИИ. Вместе с вузами они должны создавать совместные исследовательские программы под задачи бизнеса и координировать работу по подготовке научных кадров, отметила Лут.
Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам mcx.gov.ru и interfax.ru