Бизнес поддержит такое использование сельхозземель при понятных «правилах игры»
Премьер-министр России Михаил Мишустин по итогам рабочей поездки в Республику Карелию поручил Минсельхозу, Минстрою, Росреестру и Ростуризму до 1 апреля представить в правительство предложения о возможности развития агротуризма, в том числе строительства гостиниц и других сооружений, «обеспечивающих оказание услуг гостеприимства», на землях сельскохозяйственного назначения с учетом защиты угодий от выбытия из сельхозпроизводства.
Как рассказали опрошенные ТАСС представители бизнес-объединений и предприниматели, бизнес концептуально поддерживает инициативу использовать земли сельхозназначения для организации агротуризма, но для развития этого направления необходимо наличие ряда условий, таких как господдержка, снятие части законодательных барьеров, а также наличие выполнимых требований законодательства.
По мнению вице-президента «Опоры России» Алексея Кожевникова, при наличии условий и понятных «правил игры» желающие развивать агротуризм на сельхозземлях обязательно найдутся. «Для развития туризма на сельских и природных территориях нужны не тотальные запреты в части земельного, и экологического, и градостроительного законодательства, а реальные требования, которые можно исполнять и фермерам, и любому МСП. И нужны механизмы по быстрым согласованиям и оформлениям тех же инженерных сетей, воды — возможно, на базе госуслуг (цифровизация), — сказал он. — Также важно сказать про доступный интернет, благодаря которому будет доступна цифровизация этого вида предпринимательства для предложения своих услуг». По словам Кожевникова, если изменения в законодательство удастся внести в этом году, то раскрытие потенциала агротуризма будет происходить с 2022 года.
«Дополнительных предложений у нас три: первое — дать понятие, что это такое [агротуризм], <...>; включить агротуризм в льготное финансирование Минсельхоза или Минэкономразвития; запустить для микробизнеса программу грантов, аналогичную программе грантов для начинающих фермеров, — это позволит быстро перестроиться большому количеству предприятий», — отметил руководитель проекта ОНФ «Народный фермер» Олег Сирота.
Помимо законодательных изменений и внешних обстоятельств, участники рынка считают важным фактором готовность самих предпринимателей подстраиваться под запросы потребителей. Председатель сельхозкооператива «Утро на ферме» в Хабаровском крае Михаил Утробин признал, что агротуризм — бизнес не для всех. «Здесь важно понимать современные тенденции в сфере продвижения, маркетинга и всех производных от маркетинга сферах. То есть клиентоориентированность, быстрая обратная связь, готовность признавать свои ошибки, готовность меняться. Здесь не каждый аграрий (и не важен его размер) готов подстроиться под такую модель, потому что большинство с конечными потребителями не взаимодействовали и про клиентоориентированность не всегда готовы слушать», — отметил он, добавив при этом, что агротуризм будет пользоваться спросом, так как запрос от рынка есть.
Опрошенные ТАСС эксперты сходятся во мнении, что наиболее популярен агротуризм будет в южных регионах страны, однако при этом они не отрицают, что потенциальная география очень обширна. «Популярен будет Юг России в силу своего климата, а также территории с хорошим туристическим потенциалом в плане уже созданной туристической инфраструктуры. К примеру, это Карелия, побережье Калининградской области, Новгородская область (Валдай), Тверская область (Селигер)», — сказал Кожевников. Председатель сельхозкооператива «Наш продукт» в Калининградской области Ирина Мелкозерова также отметила, что «это было бы уместно» в Калининградской области: «У нас хорошо развивается сельский туризм и есть фермерские хозяйства, которые могут показать прекрасный пример».
Член генерального совета «Деловой России» Алексей Мостовщиков предположил, что агротуризм может получить развитие в Московской области. «Во-первых, уже существуют фермы, которые предлагают такой досуг, во-вторых, удобная логистика для жителей и туристов. Ну и платежеспособность населения и готовность пробовать новое, конечно же», — отметил он. Агротуризм в целом не привязан к какой-то отдельной территории, скорее есть спрос на локальные продукты и проекты, добавил Олег Сирота: «Если есть интересный продукт — за ним поедут».
Самая большая проблема фермеров заключается в отсутствии инфраструктуры, отметил он. «Малый бизнес часто может дать возможность только погулять и посмотреть на животных, а вот организации банального магазина и кафе, я уж не говорю про гостиницы — хотя бы нестационарных глэмпингов — часто не хватает. Здесь можно начать что-то делать от 3–5 млн руб. За эти деньги можно запустить маленькое кафе или сделать первоначальные модульные здания для проживания людей», — сказал Сирота.
Безусловно, встает вопрос о вложениях предпринимателя в места размещения потенциальных туристов, подведения дополнительных инженерных коммуникаций и инфраструктуры для удобства гостей, согласился Алексей Кожевников. «Думаю, что цифра по инвестициям может начинаться от 15 млн руб. без учета коммуникаций. Поэтому необходимо предусмотреть кредитование предпринимателей под такие проекты», — добавил он.
Ирина Мелкозерова также считает направление агротуризма «достаточно затратным». «Это должны быть участки с ухоженными полями, лугами, где турист сможет не только насладиться увиденным, а безопасно для себя поучаствовать в сборе урожая, в выпасе скота», — отметила она, добавив, что к хозяйству должны быть подведены подъездные пути, а на его территории — организованы зоны для отдыха и питания, пункт реализации продукции или фермерский магазин.
Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам tass.ru