31 января 2025

Топ-10 изменений в законодательстве для АПК России в 2025 году — поле.рф

Они касаются в том числе единой карты сельхозземель, исключения навоза из агрохимикатов, совершенствования механизма агрострахования

Фото: ru.123rf.com (bogdanhoda, maksymkapliuk, supernam)

Целый ряд нововведений и поправок затронет агропромышленный комплекс в 2025 году. Топ-10 таких важных законодательных инициатив предлагает портал поле.рф.

1. Индексация утилизационного сбора и квотирование импорта сельхозтехники — с 1 января 2025 года.

Долгосрочная шкала индексации утилизационного сбора коснется только техники, которая производится в России и Белоруссии в достаточном для удовлетворения внутреннего спроса количестве.

По мнению экспертов «Росспецмаша», роста стоимости российской сельхозтехники не произойдет. Согласно механизму стабилизации цен на сельхозтехнику по программе № 1432, производители могут увеличивать цены только на индекс цен производителей промышленной продукции (ИЦП).

«Цены на тракторы компании „Ростсельмаш“ в 2024 году не изменились, себестоимость трактора выросла на 13%. Цены на тракторы Петербургского тракторного завода в 2024 году выросли на 5%, себестоимость трактора выросла на 8%. То есть при росте себестоимости российские заводы или не изменяют цены, или изменяют их в пределах ИЦП, который в 2024 году составил 6,4%», — отметили в ассоциации.

Одновременно с повышением утильсбора Минпромторг и Минсельхоз будут ежегодно точечно формировать квоты на ввоз импортной техники в случае, если российские и белорусские производители не смогут удовлетворить внутренний спрос. Как рассказала министр сельского хозяйства РФ Оксана Лут в ходе форума «Развитие малого агробизнеса России», Минпромторг будет предоставлять производственный план на год, а Минсельхоз — формировать квоты на основании потребности аграриев. Причем ожидается, что механизм будет динамичным: квоты можно будет уменьшать или увеличивать в зависимости от ситуации на рынке.

2. Снижение размера субсидирования процентной ставки по старым льготным инвестиционным кредитам до 50% от ключевой ставки — с 1 января 2025 года.

В 2025 году Минсельхоз изменил размер субсидирования процентной ставки Банка России по льготным инвестиционным кредитам, выданным в период с 2017 по 2022 год. Процентная ставка по таким кредитам в 2025 году может составлять не менее 1% и не более 50% от ключевой ставки.

Напомним, что в 2024 году Минсельхоз привязал процентную ставку по льготным кредитам для агроотрасли в ключевой ставке ЦБ. Она отличается в зависимости от направления работы: так, для приоритетных направлений (селекция, генетика, молочное скотоводство, птицеводство и другие) ее размер составляет до 8,3%. Более высокая ставка действует для производства зерна и сельхозтехники, строительства элеваторов и зернохранилищ, маркировки, аквакультуры и других отраслей.

3. Новые индикаторы риска по выявлению сельхозучастков, используемых с нарушением земельного законодательства РФ — с 1 января 2025 года.

Ухудшение плодородия почвы (в том числе снижение содержания органического вещества, подвижного фосфора и обменного калия) на участках под пшеницу теперь станет поводом для внимания Россельхознадзора, но при условии выращивания зерна три и более лет подряд. Этот индикатор риска позволит выявлять земельные участки, используемые с нарушениями, с помощью анализа информации в ЕФИС ЗСН и ФГИС «Зерно».

Еще одним новым индикатором риска станет смена собственника земельного участка более одного раза в год. А выявление зарастания площади сорной растительностью или кустарниками в отсутствие снежного покрова на 25% или более станет основанием для проведения проверки надзорными органами.

4. Корректировка расчета экспортной пошлины на подсолнечное масло — февраль 2025 года.

Для расчета экспортной пошлины на подсолнечное масло период мониторинга цены будет изменен на месяц даты расчета вместо предыдущего месяца.

«В текущем моменте порядок определения экспортных пошлин на масло и шрот подразумевает использования ценового индекса Московской биржи за предыдущий месяц. Но на растущем с начала сезона рынке это привело к запаздыванию роста экспортной пошлины на масло почти на два месяца, что снизило ее эффективность по сдерживанию роста цен на внутреннем рынке. Внесенное Минсельхозом предложение позволит сократить указанный временной разрыв в два раза, что ускорит охлаждение перегретого рынка», — считает исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев.

5. Создание единой карты сельхозземель — с 1 марта 2025 года.

Закон обяжет собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов вносить в Единую федеральную информационную систему о землях сельхозназначения (ЕФИС ЗСН) данные о земельных участках. Также пользователями системы станут федеральные органы исполнительной власти, их подведомственные организации и органы местного самоуправления.

Что будет отражено в системе:

— информация о землях сельхозназначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий;

— о расположенных на них объектах недвижимости;

— о кадастровой стоимости участков, входящих в состав таких земель;

— о размере сельхозугодий и состоянии земель, их местоположении, границах и правообладателях, сведения о сельхозстраховании, самоходных машинах и других видах техники;

— о применении пестицидов и другие данные из ФГИС «Зерно» и «ФГИС «Семеноводство».

6. Навоз и помет перестанут быть агрохимикатами — с 1 марта 2025 года.

Согласно поправке к закону «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», прошедшие обработку или переработку без применения химических и биологических препаратов навоз и помет будут исключены из данного списка.

«До марта 2023 года навоз признавался опасными отходом, обращение с которым относится к лицензируемым видом деятельности, требующим оформления множества дополнительных документов. С марта 2023-го появилась категория побочных продуктов животноводства (ППЖ), и навоз перестал быть опасным отходом. Вместе с тем переработанные ППЖ попали в категорию агрохимикатов. Теперь же ППЖ, которые были переработаны без химии, будут исключены из-под действия закона о пестицидах и агрохимикатах. Таким образом, регулирование оборота навоза стало еще мягче», — прокомментировал нововведение исполнительный директор ассоциации «Народный фермер» Станислав Санкеев.

7. Закон о контроле предназначенной к экспорту растительной продукции — май 2025 года.

Вводится обязательное обследование подкарантинной продукции при импорте в Россию с целью подтверждения ее соответствия карантинным фитосанитарным требованиям. Это позволит исключить импорт опасной растительной продукции.

Предотгрузочный фитосанитарный контроль такой продукции и аудит лабораторий по карантину растений иностранных государств будут осуществляться на основании двухсторонней договоренности. Это позволит сократить временные и материальные затраты участников внешнеэкономической деятельности, создать благоприятные условия для увеличения объемов поставляемой продукции и «бесшовное» прохождение процедур карантинного фитосанитарного контроля.

Полномочия по проведению аудита иностранных испытательных лабораторий закрепляются за Россельхознадзором.

8. Новый закон о совершенствовании механизма агрострахования — с 1 сентября 2025 года.

Изменения корректируют требования к страховому договору и перечень сельхозрисков при страховании с господдержкой. В числе нововведений — снижение максимального размера безусловной франшизы с 50 до 30% от страховой суммы. Кроме того, если ранее действовала единая франшиза на всю группу многолетних насаждений, то с 1 сентября 2025 года будет возможность устанавливать франшизу для каждой сельскохозяйственной культуры, относящейся к многолетним насаждениям.

Животноводов также ожидают изменения: при страховании сельхозживотных с господдержкой к рискам добавлены паводок, половодье и изъятие поголовья при карантине.

По мнению президента Национального союза агростраховщиков Корнея Биждова, внесение поправок направлено прежде всего на интересы аграриев. Наиболее важное значение имеет снижение максимальной безусловной франшизы по мультирисковому страхованию урожая и изменение перечня рисков при страховании сельхозживотных.

«Франшиза — это доля убытка, которая по условиям договора не оплачивается страховой компанией, что позволяет снизить стоимость страхования, но и уменьшает страховую выплату. Практика показала, что зачастую сельхозпроизводители выбирали параметры страхового полиса, ориентируясь прежде всего на снижение его стоимости, а не на условия страховой выплаты, и при гибели урожая заявляли о том, что не удовлетворены страховой защитой и нуждаются в дополнительной поддержке. После вступления в силу принятых Госдумой изменений максимальный разрешенный уровень франшизы понизится до 30%, то есть, можно будет установить франшизу в пределах от 10 до 30%. А аграрии, для которых приоритетна именно стоимость полиса, могут выбрать меньшую по стоимости программу страховой защиты сельхозкультур на случай ЧС», — пояснил Биждов.

9. Критерии работы агроагрегаторов фермерской продукции — 1 сентября 2025 года.

Закон об агроагрегаторах вступил в силу в сентябре 2024 года. Эти организации возьмут на себя функции по закупке, сортировке, доработке, хранению, упаковке и реализации товарных партий, соответствующих требованиям торговли.

Согласно проекту постановления правительства, не менее 51% доли в агроагрегаторах должно принадлежать сельхозпроизводителям. Пул поставщиков должен насчитывать не менее пяти производителей фермерской продукции, при этом не менее половины из них должны быть зарегистрированы и работать в том же регионе, где расположен сам агроагрегатор.

Еще один важный критерий касается количества поставщиков, которое не должно превышать четверти всех фермерских производителей региона, а доля одного поставщика не должна составлять более 20% от общего объема закупок.

«От фермеров запрос на расширение каналов сбыта поступает регулярно, агроагрегаторы — один из способов его решения. В целом они призваны снять с фермеров задачи по предпродажной подготовке товаров: это и определенная калибровка (сортировка овощей по массе, размеру, цвету и так далее), требования по упаковке и другие условия, которые фермерам самим выполнить затруднительно», — говорит исполнительный директор ассоциации «Народный фермер» Станислав Санкеев.

10. Новые требования к маркировке органической продукции — с 1 сентября 2025 года.

Слова «органический», «биодинамический», «биологический», «экологический», «экологически чистый», «зеленый» (или сходные по значению слова), «эко», «био» можно использовать на этикетке, только если продукция соответствует требованиям к производству органической продукции. То же самое касается и товарного знака: без подтверждающего сертификата использовать их нельзя.

Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам поле.рф

Система комментирования SigComments