Эти и другие вопросы обсудили на круглом столе «Овощи и фрукты: селекция и семеноводство в России»
На прошлой неделе в рамках выставок «Агрос» и «АГРОТЕХ Экспо: картофель, овощи и плоды» прошел круглый стол «Овощи и фрукты: селекция и семеноводство в России». Его организатором стала дирекция Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства (ФНТП).
На мероприятии обсуждали текущую ситуацию и перспективы развития селекции и семеноводства овощных и плодовых культур в России, новые технологии и методы селекции. В беседе поучаствовали и представители торговой сети «Магнит».
По словам модератора встречи, директора дирекции ФНТП Ирины Лаврентьевой, компании уже не задают вопросов, нужны ли отечественные сорта и гибриды. Они делятся своим опытом, как пришли к отечественной селекции и какие препятствия на пути преодолели.
ПЛОДОВО-ЯГОДНЫЕ КУЛЬТУРЫ
Так, проект в рамках ФНТП реализует ООО «Дикий мир», для выращивания были выбраны российские сорта «царица», «восторг», «удача». По оценке директора компании Ольги Гончаровой, они превосходят зарубежные аналоги по зимостойкости, засухоустойчивости, товарности, транспортабельности, крупноплодности. По плану к 2030 году компания будет производить 3 млн шт. посадочного материала садовой земляники, что свидетельствует о высокой востребованности такой продукции на рынке.
Помогать бизнесу и НИИ в развитии проектов призваны ГАУ. Так, например, в Ставропольском ГАУ борются с распространением вирусных заболеваний в садоводстве с помощью технологии in vitro. Здесь отработали всю цепочку производства безвирусного посадочного материала, начиная от закладки маточного сада. В планах — выйти на промышленные объемы, для чего потребуется строительство теплиц, и охватить ягодное направление.
МОЛЕКУЛЯРНЫЕ МАРКЕРЫ И ДРУГИЕ ТЕХНОЛОГИИ
О молекулярных маркерах — другой современной технологии, позволяющей быстрее получать конкурентоспособные сорта и гибриды, — рассказал заведующий кафедрой ботаники, селекции и семеноводства РГАУ — МСХА имени К. А. Тимирязева Сократ Монахос. Ранее дирекция ФНТП побывала в научно-исследовательской лаборатории вуза, которой руководит Сократ, и рассказала о ее работе в видеоролике.
Молекулярная (маркерная) селекция позволяет понять, какими признаками обладают растения, чтобы включить их в селекционных процесс. О том, является ли молекулярная (маркерная) селекция будущим российской селекции, — в видео дирекции ФНТП.
Технологию использования молекулярных маркеров на производстве в команде с ведущим аграрным вузом страны отрабатывает и ключевой производитель гибридов огурцов и томатов в РФ — ГК «Гавриш».
«Любой селекционный процесс — это статистика: чем больше вы возьмете выборку селекционного материала, тем больше у вас шансов найти то, что вы ищете <...> Новые методы селекции: маркерная селекция, спидбридинг — как раз помогают сократить срок работы и увеличить шансы получить тот результат, на который мы рассчитываем», — сообщил на круглом столе директор НПО «Гавриш» Дмитрий Бричук.
Подробнее о работе ГК «Гавриш» — в ролике дирекции ФНТП.
Кроме того, компания совместно с ООО «АПК Астраханский» тестируют гибриды для овощеводства открытого грунта. Проект призван закрыть вопросы со ввозом семенного материала томатов в РФ. «АПК Астраханский» готов выходить на промышленные испытания созданных «Гавришем» гибридов, говорит Бричук.
Топ-3 плюсов работы с российской селекцией:
селекционеры идут навстречу персональным пожеланиям производителей,
отсутствуют риски непоставок материала из-за международной обстановки,
дается импульс другим селекционным программам.
Генеральный директор ООО «ССЦ «Росток» в Волгоградской области Ирина Мурашова поделилась, как с нуля создавала с коллегами селекционно-генетический центр: «Создавая с нуля, не надо ничего исправлять — можно проектировать, модерировать самые современные методы. Это сразу заход на маркерную селекцию, применение спидбридинга, естественно, генетических всех методов. Мы строим лабораторию in vitro и планируем применение даблгаплоидов».
РАЗВИТИЕ СЕЛЕКЦИИ КАРТОФЕЛЯ
Что касается селекции картофеля, у компании «ФАТ-АГРО», работающей в Северной Осетии — Алании, есть свой банк здоровых сортов этой культуры, диагностическая лаборатория для контроля качества семян в условиях высокогорья.
«У нас на выходе два новых сорта: „садон“ и „спринтер“ (созданы в рамах ФНТП — прим. ред). Сорта, которые уже получили большую популярность среди сельхозтоваропроизводителей. Также на выходе новый сорт „алания“, сейчас проходит госсортоиспытания (разрабатывается в рамах ФНТП — прим. ред). И в этом году, по предварительным данным, будет внесен в государственный реестр селекционных достижений», — рассказала Светлана Филиппова, начальник ОКК семенного материала ООО «ФАТ-АГРО».
В компании увеличивают площади для производства сменного материала, чтобы продвигать свои сорта и предлагать их рынку. Так, в прошлом году было произведено более 2 тыс. т сменного материала сорта «садон» класса элита. По словам Филипповой, уже есть предприятия, которые выращивают сорт в больших объемах, отправляя его на продажу в торговые сети.
КАРТОФЕЛЬ И ТОРГОВЫЕ СЕТИ
Кстати, в прошлом году дирекция ФНТП совместно с торговой сетью «Магнит» и ее партнерами-сельхозпроизводителями проводила полевые испытания сортов картофеля, созданных в рамках программы. Планировалось отобрать сорта, подходящие для выращивания и последующей продажи ретейлеру.
«Мы считаем — достаточно положительный опыт, первый год такого сотрудничества. Для нас что важно, наверное, масштабирование данного проекта <...> Для нас важно посмотреть, как будет храниться данный картофель, увеличить объем, чтобы было понятно, как это будет поставляться в сети. Поэтому мы со своей стороны готовы взаимодействовать, распространять данные семена среди наших партнеров», — прокомментировал на мероприятии Денис Максимцов, менеджер по грантам департамента по контрактным производствам ТС «Магнит».
«Посмотрим, как этот картофель будет покупаться дальше с товарных точек, — продолжил Михаил Воронин, главный агроэксперт управления по агроконтрактации ФРОВ ТС „Магнит“. — Пока тенденция хорошая».
По словам Воронина, для торговых сетей самым важным в продукции являются органолептические показатели. «Конечный покупатель просто хочет красивый картофель по доступной цене», — отметил он.
«Нельзя говорить о том, что все хотят покупать иностранный картофель, — нет. Все хотят просто получать качественный», — в свою очередь, заметила Ирина Лаврентьева. «Здесь лишний раз доказывается, что выстраиваемая цепочка имеет смысл: селекционер, семеновод и конечный потребитель. Здесь без выстраивания этой цепочки, наверное, сложно <...> Все идут от потребностей конечного потребителя», — добавила она.
Как считает Денис Максимцов, нужно популяризировать российские сорта: «Мы как торговая сеть готовы взаимодействовать с нашими агропартнерами, готовы рекомендовать. Я думаю, что по картофелю у нас есть уже кейс, и мы готовы продолжать. Также и по овощам — готовы предлагать. ... Мы видим тут взаимодействие между государством, бизнесом и потребителем». По его мнению, благодаря такой совместной работе через несколько лет доля продукции из отечественных семян вырастет.
«Конечный потребитель — торговые сети подтверждают это — готов покупать продукцию отечественной селекции. Здесь никаких ограничений нет. Если это будет хорошо выращенный товар, то он пойдет конечному потребителю. Конечные потребители готовы потреблять отечественную селекцию. Здесь надо не бояться и показывать семеноводам и сельхозтоваропроизводителям, что, с одной стороны, есть селекция, с другой стороны, есть спрос на эту селекцию. Я думаю, что через несколько лет, 2-3 года, у нас с точки зрения импортозамещения отечественной селекции мы не то что рванем — прямо взлетим», — подытожила директор дирекции ФНТП.
КАДРЫ
Не обошли вниманием и одну из самых актуальных тем сегодня в отрасли — кадровый вопрос. Так, «Дикий мир» уже в течение многих лет работает с воронежскими вузами.
«Хочу сказать, что вузы дают достаточно хороший уровень образования, погруженности в производственные процессы. Молодые кадры, которые приходят к нам, уже владеют азами, первичными навыками, поэтому мы определяем молодых специалистов в ведение старших сотрудников и таким образом собственный кадровый потенциал воспитываем», — рассказала Ольга Гончарова.
Сократ Монахос отметил, что в настоящее время в Тимирязевской сельхозакадемии внедрена целевая форма обучения, когда государство финансирует подготовку специалистов по заказу компаний. По завершении обучения молодой специалист должен там отработать минимум три года. По мнению Монахоса, если выпускник будет уметь то, что нужно конкретному предприятию, а не дублировать другого специалиста, компания от этого только выиграет.
«Селекция в настоящий момент это высоконаукоемкое, высокотехнологичное, требующее высокой профильности подготовки [направление]. И если у нас селекционер, который работает с растениями, он должен четко чувствовать биологию растений, понимать, как скрестить, как вырастить, как получить потомство, оценить его. Есть молекулярщики. Они должны иметь представление, как растут растения и получают их потомство, но они будут уметь делать молекулярно-генетический анализ. Есть другие селекционеры, которые относятся к области культуры клеток и тканей, которые знают обо всем, но умеют делать очень хорошо embryo rescue (метод in vitro, основанный на помощи эмбрионам, которые не могут самостоятельно стать жизнеспособными растениями — прим. ред.), чтобы ассистировать в технологии спидбридинга или в межгеномной интрагрессии генов. Дальше у нас появляется следующая группа — генные инженеры, когда мы говорим про возможности использования геномного редактирования. И дальше цифровая селекция, здесь уже без программирования, без „Пайтона“ (Python, язык программирования — прим. ред.), без представления о том, каким образом цифровые данные могут быть конвертированы в биологически данные, [не обойтись]», — сказал он.
Востребованность узкоспециализированных специалистов подтвердил и представитель ГК «Гавриш».
Иконки: icon666.com