Спрос на фермерскую продукцию у населения высокий
В России планируют увеличить объем выпуска продукции АПК за счет малых фермерских хозяйств. Крупные агрохолдинги концентрируются в основном на юге страны и в зоне Черноземья, и в большинстве своем уже вышли на пик производства. Об этом на итоговом заседании Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию заявил первый заместитель руководителя комитета Сергей Митин.
По его словам, доступ к прилавкам сетевых магазинов у фермеров меньше, чем у крупных производителей, поскольку у частных хозяйств небольшой объем производства и ресурсов. При этом спрос на фермерскую продукцию у населения высокий. Сенаторы считают, что задачи по ее закупке и реализации должны решать агроагрегаторы — специально созданные региональные центры.
«Если агроагрегатором является сбытовой сельскохозяйственный кооператив, то он получает все меры государственной поддержки, установленные базовым федеральным законом о развитии сельского хозяйства. Если агрогрегатором является предприятие, 51% которого принадлежит сельскохозяйственным товаропроизводителям, то меры государственной поддержки ограничиваются только льготным кредитованием. Мы посчитали, что это достаточно справедливо и правильно. Чтобы средства сельскохозяйственных товаропроизводителей не уходили другим структурам», — пояснил сенатор.
Пилотными регионами, где появились агроагрегаторы, стали Тульская и Липецкая области. Затем к ним подключилось и Подмосковье.
Сенаторы отмечают, что несомненный плюс агроагрегатора в том, что он готов работать с самыми минимальными объемами продукции, а к каждому фермерскому продукту находить индивидуальный подход. При этом выходная цена на него будет чуть ниже той, которую смог бы установить производитель, поставляя продукцию в сети самостоятельно. Это с учетом того, что фермеру не придется тратиться на упаковку, маркировку и сертификацию товара.
Еще одно отличие — товар будет поставляться на полки только под брендом производителя. В итоге фермеры получат возможность выйти в торговые сети, куда с их объемами производства до этого вряд ли можно было попасть.
Стоит отметить, что в сегменте сладостей россияне все чаще выбирают фермерскую продукцию из натуральных и полезных ингредиентов. Это выяснили аналитики «Россельхозбанка» на основе данных маркетплейса «Свое Родное». Так, за январь — июнь 2024 года количество заказов фермерских сладостей увеличилось в два раза по сравнению с уровнем аналогичного периода прошлого года.
Первое место в рейтинге занимают фермерские варенья и джемы. На их долю приходится 32% от всех заказов в категории «сладости» на маркетплейсе. Аналитики платформы «Свое Родное» узнали самые любимые вкусы варенья россиян. Безусловным лидером оказалась клубника — варенье и джем из нее покупают больше всего (29%). На втором месте малина (26%), а тройку лидеров замыкает вишня (24%). В оставшийся 21% вошли вкусы шишек, инжира, черники, розы и т. д.
Второе место занимают органические десерты — 25% заказов. Такие лакомства создаются на фермах, работающих по принципам органического производства: без использования гормонов для усиления роста и лактации, антибиотиков, ГМО и любых химических компонентов. Наибольшей популярностью среди пользователей платформы пользуются торты и пирожные из натуральных ингредиентов с большим количеством ягод и фруктов.
Третью позицию по доле спроса среди фермерских сладостей занимает шоколад, на него приходится 23% заказов. Производители предлагают необычные сочетания вкусов и используют в качестве ингредиентов прлдукцию свежего урожая. В данной категории лидирующие позиции занимает шоколад ручной работы с добавлением ягод и орехов, шоколад с сосновыми шишками, а также ремесленный шоколад с перцем чили.
Также среди пользователей маркетплейса популярностью пользуются пастила и зефир, конфеты, сиропы и др. (20% заказов).
Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам vmeste-rf.tv и retail.ru