Спрос на отечественный шрот на внутреннем рынке остается высоким
С начала сезона-2023/24 по апрель Россия экспортировала более 2,7 млн т шротов, что превышает показатель за аналогичный период предыдущего сезона (2,4 млн т), следует из мониторинга агентства OleoScope, пишет «Агроинвестор». Аналитики отмечают, что за первые восемь месяцев сезона-2023/24 Россия поставила за рубеж 1,76 млн т подсолнечного шрота (в сентябре — апреле 2022/23 — 1,4 млн т), 615 тыс. т соевого (394 тыс. т) и 370 тыс. т рапсового (457 тыс. т). Также отмечается увеличение объема экспорта рыжикового шрота на 2 тыс. т, до 6 тыс. т.
Аналитик OleoScope Кирилл Лозовой говорит, что спрос на отечественный шрот на внутреннем рынке остается высоким, соотношение экспорта к внутреннему потреблению составляет примерно 30% к 70%. При этом Турция, Беларусь и Китай активно закупают российскую продукцию. Важным направлением экспорта остаются страны Евросоюза, несмотря на снижение их доли в текущем сезоне.
С начала сентября в страны Евросоюза было экспортировано менее 800 тыс. т шротов по сравнению с почти 1 млн т в предыдущем году. В текущем сезоне около половины от общего объема продаж приходится на подсолнечный шрот (394 тыс. т, в сентябре — апреле сезона-2022/23 — 474 тыс. т), более четверти отгрузок в ЕС составляет рапсовый шрот (207 тыс. т против 312 тыс. т в прошлом сезоне), примерно столько же — соевый (189 тыс. т против 180 тыс. т).
Как считает исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев, к концу текущего года мощности российских маслозаводов могут вырасти более чем на 6% — до 33 млн т. Такой прогноз он озвучил журналу «поле.рф». «С учетом уже реализующихся и заявленных проектов по наращиванию мощностей через два года прирост может составить еще 4 млн т», — добавил эксперт.
Кроме того, по словам Мальцева, потребление растительных масел в РФ на пищевые цели составляет 20,3 кг на человека в год. В ЕС и США эти показатели выше и составляют 28,4 кг и 34,8 кг соответственно. «Связанно это в первую очередь с тем, что европейцы и американцы питаются в местах общественного питания чаще, чем россияне, а расход растительных масел при приготовлении блюд в кафе и ресторанах значительно выше, чем в домашних условиях», — пояснил эксперт.
При этом спектр потребления растительных масел в регионах России отличается. Традиционным и самым популярным для россиян остается подсолнечное масло, однако, например, на юге также распространенно кукурузное, на востоке — соевое, на северо-западе — льняное. «Но широкого распространения ни соевое, ни рапсовое, как и другие масла, не получили, пока эти два масла больше используются в различных секторах промышленности», — добавил Мальцев.
Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам agroinvestor.ru и oleoscope.com