Он продлится с 1 июня по 31 августа 2023 года
Эксперимент по маркировке безалкогольных напитков, включая сладкую газированную воду, соки и сокосодержащие напитки, квас и другие, пройдет в России с 1 июня по 31 августа 2023 года. Соответствующее постановление подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин, документ размещен на официальном портале правовой информации.
Ранее предполагалось, что эксперимент начнется 15 мая, такая дата была указана в проекте постановления, подготовленном Минпромторгом.
Эксперимент будет распространяться на воды (включая минеральные и газированные), содержащие добавки сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ, напитки на основе сои, орехов, злаков или семян, растворимые напитки, содержащие добавки сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ, квас, соки, компоты и морсы.
Как отметили в Минпромторге, курирующем маркировку, значительная часть будущих участников эксперимента уже задействованы в обороте подлежащей маркировке упакованной воды и пивоваренной продукции. «Проведение эксперимента не приведет к дополнительным затратам участников оборота: участие в эксперименте является добровольным и бесплатным (плата за код маркировки не взимается), а оборудование для тестирования процессов маркировки во время эксперимента предоставляется оператором на безвозмездной основе», — говорится в пресс-релизе министерства.
Реализацией эксперимента традиционно займется Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор госсистемы маркировки «Честный знак»). Как отмечается в сообщении оператора, к 30 мая о готовности принять участие в эксперименте заявили более 10 производителей.
«Технологии уже отработаны в других товарных группах: вода, молоко, пиво. В них используются все те же форм-факторы, в которые упаковываются соки и сладкие напитки. Поэтому технологии понятны и отработаны, сложностей никаких не будет, на рынке достаточно и оборудования, и расходных материалов», — прокомментировал заместитель генерального директора ЦРПТ Реваз Юсупов. Он добавил, что «в условиях введения акциза на сладкие напитки именно маркировка может стать действенным механизмом его администрирования и создать равные конкурентные условия для легальных производителей».
Как отмечается в сообщении пресс-службы ЦРПТ, если маркировка станет обязательной, ее влияние на себестоимость одной единицы безалкогольных напитков, по оценке центра отраслевой экономики «НИФИ», не превысит 0,15 руб., на себестоимость упаковки сока — 0,21 руб. без учета стоимости кода маркировки. Рост конечной стоимости продукции в результате введения маркировки не превысит 1% за 6 лет.
По оценке Союза производителей соков, воды и напитков («Союзнапитки»), объем рынка соковой продукции в РФ в 2022 году составил 2,18 млрд л, безалкогольных напитков — 8,67 млрд л.
Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам interfax.ru