20 июля 2021

Помидоры вырабатывают электрические сигналы при атаках насекомых — ученые

Как показали наблюдения бразильских биологов, плоды томатов начинали вырабатывать электрические сигналы после того, как на их поверхности появлялись гусеницы хлопковой совки

ФОТО: Pixabay

Бразильские биологи обнаружили, что плоды томатов вырабатывают электрические сигналы, которые помогают им предупреждать другие части куста и прочие растения о том, что их сейчас атакуют насекомые-вредители, сообщает ТАСС. Выводы ученых были опубликованы в статье в журнале Frontiers in Sustainable Food Systems.

«Изучение этих сигналов позволит нам выявлять очаги распространения насекомых на первых этапах их размножения, что позволит точечно бороться с вредителями. Кроме того, модификация этих сигналов позволит нам повысить урожайность или долговечность плодов растений», — заявила научный сотрудник Федерального университета города Пелотас (Бразилия) Габриэла Райсиг, чьи слова приводит пресс-служба журнала.

На протяжении последних 350 миллионов лет растения и травоядные животные участвуют в своеобразной эволюционной гонке. В частности, представители флоры выработали за это время большое число токсинов и наполнили свои клетки несъедобными частицами кремния, а также научились предупреждать друг друга об атаках при помощи химических сигналов. В свою очередь животные выработали ферменты, нейтрализующие эти яды и обезвреживающие частицы кремния.

Райсиг и ее коллеги открыли еще один тип сигналов, которым могут обмениваться растения и их плоды при появлении первых признаков опасности. Они совершили это открытие, изучая, как менялась жизнедеятельность томатов при появлении гусениц хлопковых совок, опасных сельскохозяйственных вредителей, способных поедать плоды этих растений.

В рамках этих наблюдений ученые поместили несколько томатов в так называемую клетку Фарадея. Она представляет собой особое устройство, которое изолирует помещенный в него предмет от внешних электромагнитных полей и позволяет точно замерить даже самые слабые электрические поля, вырабатываемые биологическими объектами.

Как показали наблюдения бразильских биологов, зрелые и незрелые плоды томатов начинали вырабатывать целый набор электрических сигналов после того, как на их поверхности появлялись гусеницы хлопковой совки. Эти сигналы проникали в другие части пораженного растения и существенным образом меняли их жизнедеятельность

В частности, они заставляли клетки других плодов и листьев томатов вырабатывать повышенные количества перекиси водорода, а также других веществ, отпугивающих гусениц и обладающих крайне неприятным для них вкусом. Как предполагают ученые, основным каналом для передачи электрических импульсов служат клетки сосудистой ткани растений, обладающие относительно низким электрическим сопротивлением.

Последующее изучение этих сигналов позволит понять, какие иные функции они могут играть в жизни томатов и других сельскохозяйственных культур, а также создать методы, позволяющие манипулировать этими электрическими импульсами. Это, как предполагают Райсиг и ее коллеги, позволит ученым и фермерам гибко управлять процессом созревания плодов.

По материалам: tass.ru