Еще одним направлением для возможного расширения отечественного агроэкспорта в будущем могут стать поставки «мяса» из растительных ингредиентов
В последние годы стабильно растет российский агропромышленный экспорт не только пшеницы, рыбы, масличных, мясной продукции — традиционные для России позиции, — поставки становятся разнообразнее за счет отдельных продуктов, востребованных в современной культуре потребления, рассказали РИА «Новости» эксперты.
«Последние пять лет российский экспорт диверсифицируется. Основные изменения происходят в отгрузках в страны дальнего зарубежья. Как и раньше, в структуре вывоза продовольствия основную долю занимают зерновые, масличные, продукция масложировой отрасли и рыбохозяйственного комплекса. В то же время динамично растет вывоз продукции животноводства и отдельных видов растениеводческой продукции с высокой степенью переработки», — сообщил руководитель Центра отраслевой экспертизы «Россельхозбанка» Андрей Дальнов.
В частности, в растениеводстве крайне удачным оказалось развитие поставок картофельных хлопьев и гранул: экспортная категория в основном сформировалась за последние пять лет, объем отгрузки по итогам 2020 года может составить 7 млн долл., говорит эксперт.
Картофельные гранулы и хлопья являются сырьем для чипсов и снеков, также на их основе готовят
Еще одним удачным направлением в поставках продукции с добавленной стоимостью стал экспорт пшеничной клейковины, или глютена, которая широко используется в хлебобулочной и пищевой промышленности, например для улучшения качества муки, при производстве соусов и пельменей. «За прошедшие пять лет экспорт клейковины вырос в 1,5 раза и по итогам этого года должен превысить 60 млн долл.», — прогнозирует эксперт РСХБ.
В масложировой продукции тоже есть интересные позиции, например рыжиковое масло. Оно производится из одноименной масличной культуры, одной из самых дешевых. «По срокам созревания рыжик относится к ранним культурам: в России он созревает уже в начале июля, что выгодно для хозяйств. Что касается выхода масла, то рыжик по данному показателю не уступает семенам рапса», — рассказали в Масложировом союзе.
Рыжиковое масло вывозится за рубеж уже более 5 лет, пик роста пришелся на 2017 год (было вывезено 20 тыс. т). В 2019 году поставки составили только 7 тыс. т в такие страны, как Норвегия, Туркмения, Белоруссия, Грузия, Киргизия, сообщили в союзе. Это масло богато полезными веществами и по своему составу схоже с кедровым, но используется в качестве корма на птицефабриках и комбикормовых заводах. Кроме того, рыжиковое масло холодного отжима как натуральный продукт применяется в качестве пищевой добавки.
Среди необычных и малоизвестных видов рыб, которые Россия поставляет за рубеж, можно выделить черного конгрио —
«Эксклюзивной» статьей экспорта является и оплодотворенная икра осетровых, объем продаж в год которой составляет чуть более 11 кг на общую сумму около 90 тыс. долл., а основные покупатели — Франция и Уругвай, сообщили в ВАРПЭ. Перспективной позицией является сардина иваси: рыба, больше привычная для российского потребителя, имеет хороший экспортный потенциал, в частности, в Китае.
«В 2019 году мы экспортировали в КНР около 34,8 тыс. т сардины, кардиналы, кильки и шпрот, основная доля приходится именно на иваси. По итогам прошлого года экспорт этой продукции обеспечил России выручку в размере 15,8 млн долл.», — отметил Зверев.
Еще одним возможным направлением для будущего расширения отечественного агроэкспорта могут стать поставки альтернативного мяса, изготовленного из растительных ингредиентов: потребители на внешних рынках демонстрируют все больший интерес к таким продуктам. Растительные альтернативы мяса производятся из высокобелковых культур, в основном из сои, пшеницы и гороха.
Объем мирового рынка растительного мяса в 2018 году составил 160 млн долл., прогноз на 2025 год составляет 4 млрд долл., сообщила cооснователь компании Greenwise (производитель растительного мяса) Юлия Марсель. «Российские производители могут быть вполне конкурентны на рынке Азии и Европы за счет сопоставимого качества и более доступной цены продукции. Однако в нашем представлении российским производителям альтернативных продуктов стоит сосредоточиться на русскоговорящих рынках», — полагает эксперт.
Она пояснила, что в странах СНГ пока не существует собственных производств растительных альтернатив, но ежегодный спрос на такие продукты заметно увеличивается. Между тем наладить поставки в европейские страны будет сложнее
Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам 1prime.ru