28 августа 2020

Потребление вина в России составляет 4 литра в год на человека

В перспективе 10-15 лет рынок может ожидать сокращение числа активных потребителей вина по демографическим причинам, считают эксперты Роскачества

Доля качественного, производимого в России из собственного материала вина ежегодно увеличивается в пределах 4,5%
Фото: «Легион-Медиа»

Потребление вина на душу населения в России составляет 4 литра в год, говорится в сообщении Роскачества, представившего краткие выводы ежегодного Нацдоклада о состоянии рынка вина в РФ (в рамках проекта «Винный гид России»), для которого используются данные о продажах вина, данные Центра оценки потребительского поведения Роскачества, а также информация Федеральной таможенной службы России (ФТС), Минсельхоза России, Росалкогольрегулирования. Доклад будет доступен широкой общественности, а также направлен в органы законодательной и исполнительной власти РФ.

«В России сравнительное среднедушевое потребление тихого вина составляет примерно 4,08 литров в год. Это не так много по сравнению с другими странами. К примеру, во Франции среднедушевое потребление тихого вина — 30 литров (южный тип потребления); в Финляндии — 15 литров (повлияла политика государства по переходу населения от крепких напитков к вину); а в СССР до 1985 года — более 20 литров в год», — отмечают аналитики.

В перспективе 10-15 лет рынок может ожидать сокращение числа активных потребителей вина по демографическим причинам, считают эксперты. Потребительский возраст покупателей вина начинается с 25 лет (возраст потребления пива примерно на 10 лет раньше). «С учетом падения рождаемости во второй половине 1990-х и первой половине 2000-х, рынок начнет недополучать новых покупателей», — отмечают аналитики. По этой же причине рынок пива, теряя своих покупателей в последние 10 лет, значительно снизил объемы производства, указывают эксперты.

В условиях снижения доходов в 2019 году эксперты отмечают переход части покупателей вина к более дешевым винным напиткам и крепкому алкоголю. Эксперты отмечают, что абсолютное большинство россиян не готовы платить за вино больше 400 рублей за бутылку. «Дискаунтеры и малые форматы (включая магазины с высокой долей алкоголя) в условиях снижения доходов являются наиболее растущим форматом современной виноторговли. Более 80% продаж вина в этих форматах (в денежном выражении) находится в сегменте до 400 рублей за бутылку, тогда как 6% продаж на сегмент выше 600 рублей за бутылку. Перераспределение рынка от гипермаркетов к дешевым форматам оказывает сильное влияние на винный рынок», — отмечают эксперты. При этом основной ценовой диапазон российских виноделен малого и среднего масштаба — 600-1000 рублей за бутылку 0,75 л в розничной торговле.

Согласно Нацдокладу, крупноформатные магазины (в первую очередь, гипермаркеты) продолжают являться одним из значимых каналов продаж вина — более 75% таких покупок происходят в крупных форматах ретейла (в денежном выражении), а приобретенное вино находится в сегменте до 500 рублей за бутылку. Более 16% продаж приходится на ценовой сегмент свыше 600 рублей за бутылку. Эксперты «Винного гида России» отмечают постепенный, но уверенный рост доли российских вин на российских винных полках. По их мнению, на винном рынке происходит переориентация крупных ретейлеров от курса «минимальной цены» на вино к стратегии «максимальное качество за минимальную цену».

Если говорить об импортных винах, то тут эксперты, подготовившие Нацдоклад, отмечают двукратный рост поставок импортных вин с географическими индикаторами в Россию с 2016 по 2019 год. Вина с защищенным географическим указанием (ЗГУ) из-за рубежа занимают большую часть импорта. Наряду с этим, эксперты отмечают давление на сегмент российских вин ЗГУ со стороны импортных вин, обладающих разнообразием ассортимента. При этом соотношение производства вина внутри страны к импорту составляет 59% на 41% в пользу внутреннего производства. Доля российских тихих и игристых вин ЗГУ и ЗНМП (защищенное наименование места происхождения) от общего объема рынка составляет порядка 10%. При этом самым быстрорастущим сегментом остаются вина, произведенные из российского винограда. В 2019 году было выпущено на 46% больше российских вин ЗГУ, чем в 2018.

При этом доля качественного, производимого в России из собственного материала вина ежегодно увеличивается в пределах 4,5% благодаря росту квалификации виноделов и качества винограда, заявлял ранее заместитель руководителя Роскачества, курирующий проект «Винный гид России», Илья Лоевский.

Напомним, ранее «Центр Агроаналитики» писал, что в первом полугодии 2020 года в России произвели 13,79 млн декалитров вина, из них 6,43 млн дал выпущено в Краснодарском крае, 2,92 млн дал — в Крыму.

Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам tass.ru

Система комментирования SigComments