Россия заняла 11-е место в мире по производству вина
За год винная отрасль РФ выросла в объемах, страна заняла 11-е место в мире по производству вина, пишет «Коммерсантъ». Вице-премьер правительства России Дмитрий Патрушев отметил фактически полный уход от зарубежных виноматериалов и сокращение импорта вина: только по сравнению с прошлым годом он уменьшился почти на треть. Параллельно произошел качественный скачок в развитии отрасли. Если в 2019 году лишь 12,1% красных и 14,1% белых вин соответствовали оценке выше или равной повышенному стандарту, то сегодня, согласно данным «Винного гида России», доля высококачественных вин среди тихих белых и красных примерно одинакова и превышает 76%.
Площадь виноградников в стране достигла 110 тыс. га, из них 86,4 тыс. га находятся в плодоносящем возрасте. При этом более трети виноградников достаточно молодые — в возрасте 5–15 лет — и обладают потенциалом высокой урожайности. В Минсельхозе рассчитывают, что к концу 2025 года в России будет уже 113 тыс. га виноградников.
На сентябрь 2025 года в России лицензировано порядка 200 виноделен — это и гиганты отрасли с объемами в несколько миллионов бутылок в год, и семейные проекты, работающие с микротиражами.
Сорта и виды
В российских виноградниках выращивается более 250 технических сортов винограда, преимущественно международных: «шардоне», «рислинг», «каберне совиньон», «мерло», «пино нуар». Также представлены сорта советской селекции и российские автохтоны: «красностоп золотовский», «цимлянский черный», «кокур белый», «кефесия», «агадаи», «нарма», «гимра». Для последних в перспективе могут появиться специальные питомники, заявлял президент Курчатовского института Михаил Ковальчук. Всего на автохтонные сорта винограда приходится около 2% площадей российских виноградников, но этот показатель, по всей видимости, будет расти — интерес к местным сортам есть не только у самих виноделов, но и у потребителей.
Одно из преимуществ автохтонных сортов винограда в том, что они оптимально приспособлены под условия местности, где произрастают. Расширение винной географии можно назвать еще одним трендом в отрасли. Две трети виноградников по-прежнему приходятся на Кубань и Крым, однако сейчас в перечень зон, пригодных для виноделия, включены такие регионы, как Воронеж, Самара, Саратов, Дальневосточная зона и Тюмень. А совсем недавно к ним присоединилась Мордовия: в мае там высадили 17,5 тыс. лоз винограда.
В целом эксперты «Роскачества» ожидают рост производства сухих и полусухих вин из сортов «рислинг», «совиньон блан», «пино гри», «мускат», а также автохтона «кокур». Меняется не только ассамбляж российского вина, но и его палитра. На это влияют и климатические факторы, и выбор потребителей.
Как заявил руководитель «Роскачества» Максим Протасов, оранжевые вина по законодательству относятся к категории белых, однако и по технологии, и по вкусоароматическим особенностям значительно от них отличаются, поэтому целесообразно рассмотреть вопрос о разработке соответствующего ГОСТа.
Тренды отрасли
Что касается покупательских предпочтений, то, по прогнозам, в структуре производства белые и розовые вина будут постепенно замещать красные. Главный винодел винодельни «Раевское» Алексей Сидоренко обозначает пять ключевых трендов в отрасли. "Первый — это игристое вино. Сейчас колоссальный рост и его производства, и потребления. Второй тренд — белое вино. Третий тренд — акцент на качестве. Все больше и больше потребителей уверенно разбираются в винах, в производителях, виноделах, аспектах производства. Выбор потребителя — качественное, изученное вино. Четвертый тренд — патриотичность. С каждым годом растет доверие к российскому виноделию. Потребитель с большим интересом выбирает и новые российские имена в винной индустрии, и больше доверяет давно зарекомендовавшим себя. Наконец, пятый тренд — снижение доли красных вин. Снижается интерес потребителя к категории, а следовательно, и производство«,— рассказал Сидоренко.
Говоря о ключевых трендах ближайшего будущего, Шамиль Алиев, главный винодел ООО «Дербент Вино», отмечает: во-первых, это переход от универсальных вкусов к винам с выраженной региональной идентичностью. «Потребителю все важнее понимать, откуда вино, чем оно отличается от других и почему именно этот регион дает такой вкус, — рассказывает он. — Терруар перестает быть профессиональным термином — он становится частью потребительского выбора».
Другой важный тренд, по словам Алиева, — смещение в сторону более легких, свежих и гастрономичных вин. Снижается запрос на высокую крепость и избыточную экстрактивность, все больше ценятся баланс, кислотность, чистота вкуса. Это касается и тихих, и игристых вин.
«И, наконец, — резюмирует эксперт, — виноделие все чаще рассматривается не только как производство, но и как часть культуры и туризма. Винодельни становятся точками притяжения, а вино — способом рассказать историю места».
"Ближайшее будущее отечественного виноделия будут определять рост доли российских вин на внутреннем рынке, цифровизация и изменение потребительского поведения«,— соглашается руководитель отдела по маркетингу агрофирмы «Золотая Балка» Наталия Мельник.
Винодельни уже внедряют цифровые технологии и ИИ не только в маркетинговых коммуникациях, но и на всех этапах производства: от мониторинга виноградников до создания купажей. Этот тренд, безусловно, получит свое развитие, считает она.
«Что касается потребительских предпочтений, спрос в России (как и во всем мире) продолжит смещаться в сторону игристых брютов, сухих тихих белых вин, а также безалкогольных вин. В текущем темпе жизни мы все хотим наслаждаться вкусом вина и сохранять трезвую голову. Этот фактор будет определять ассортиментную политику виноделен», — говорит Мельник.
Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам kommersant.ru