27 мая 2025

Российский рынок кормов для кошек и собак почти полностью перешел на самообеспечение — эксперты

Доля импортной продукции снизилась

Фото: ru.123rf.com

Рынок зоотоваров в России по итогам 2024 года достиг 510 млрд руб., что на 17,7% больше уровня 2023 года, подсчитал отраслевой аналитический портал «Зооинформ». Около 80% этого рынка в денежном эквиваленте приходится на корма для непродуктивных домашних животных, прежде всего кошек и собак. Об этом сообщил директор по контенту «Зооинформа», советник президента Национальной ассоциации зооиндустрии (НАЗ) Андрей Колчин. По его словам, драйвером рынка стал рост производства и продаж кормов для этих животных. На корма для домашних птиц, рыбок, грызунов приходится лишь около 2% рынка зоотоваров.

За предыдущие три года число кошек и собак в российских семьях выросло на 11%, составив чуть менее 50 млн и чуть более 25 млн животных соответственно, ссылается на Всероссийскую перепись домашних животных 2023 года президент НАЗ Кирилл Дмитриев. В итоге Россия, по его словам, заняла третье и четвертое место в мире по числу домашних кошек и собак соответственно. Более 60% владельцев собак и 86% хозяев кошек, согласно результатам опроса в рамках переписи, осознанно подходят к их рациону.

В период с 2019 по 2023 год, по оценкам BusinesStat, выпуск готовых кормов для домашних животных в России увеличился на 38%: с 1,05 до 1,45 млн т. По итогам 2024 года, по данным Россельхознадзора, производство достигло 2,2 млн т. Также, согласно данным ведомства, за четыре года импорт кормов для непродуктивных животных в РФ снизился в три раза — с 152,2 тыс. т в 2021 году до 53,3 тыс. т в 2024-м. Доля зарубежных кормов на российском рынке сегодня, по оценкам ведомства, не превышает 2%, а по данным НАЗ, с учетом неофициального импорта составляет около 5%.

Предыдущие несколько лет на рынке шло активное импортозамещение, отмечают аналитики BusinesStat: «Некоторые международные корпорации локализовали свое производство на территории России, также развивали выпуск и изначально российские предприятия». Сегментом заинтересовались в том числе непрофильные компании — птицефабрики, мясоперерабатывающие и консервные заводы, говорится в исследовании «Анализ рынка готовых кормов для домашних животных в России», подготовленного BusinesStat в 2024 году.

Отечественные производители в период с 2021 по 2024 год вдвое увеличили выпуск продукции, рассказала советник руководителя Россельхознадзора Елена Цветкова в середине марта на тематическом круглом столе в Общественной палате России. По ее словам, сегодня внутреннее производство почти полностью закрывает потребности российского рынка в кормах для домашних питомцев.

Корма выпускают предприятия в 56 регионах, 86% годового объема приходится на фабрики Московской, Калужской, Белгородской и Новосибирской областей, сообщают в Россельхознадзоре.

К крупнейшим производителям кормов в России относятся локализованные производства американской Mars, а также швейцарской Nestle. По данным Федеральной антимонопольной службы на начало 2023 года, общая доля этих двух компаний в объеме реализации кормов достигала 73%. Снижать производство в России та же компания Mars пока не планирует и почти полностью производит корма из российского сырья.

При этом в 2025 году, по данным Россельхознадзора, доля отечественных брендов на рынке кормов для кошек и собак достигла 50% от общего объема производства. Среди крупных производителей, специализирующихся именно на выпуске рационов для животных, в ведомстве называют двух производителей из Белгородской области — «Лимкорм фуд» и «Форсаж», а также Научно-производственный центр кормовых технологий и «Рубис» из Подмосковья. С 2019 года на своем заводе в Курской области выпускает корма для домашних животных крупный производитель продуктов питания «Мираторг».

Крупные производители оптимистично оценивают перспективы рынка и наращивают производство во всех сегментах. Научно-производственный центр кормовых технологий вложит 2,5 млрд руб. в строительство в Подмосковье нового завода по выпуску кормов AlphaPet, сообщает Министерство инвестиций, промышленности и науки Московской области. Предприятие, которое начнет работу в 2027 году, позволит компании увеличить объем производства на 50%, более чем до 40 тыс. т в год.

«Мираторг» в конце 2024 года сообщил, что производственные мощности предприятия по выпуску влажных кормов в Курской области увеличились с 36 до 65 тыс. т в год. «Изначально выпуск кормов для кошек и собак был для „Мираторга“ сопутствующим направлением, позволяющим диверсифицировать бизнес, но сейчас мы видим большие перспективы в нем», — отметил президент компании Виктор Линник.

Исследование ВЦИОМ показало, что из 76% сторонников здорового образа жизни среди владельцев домашних животных 41% считает необходимостью кормить питомцев готовыми кормами, еще более трети держат питомцев на смешанном питании — из готовых кормов и натуральной пищи.

Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам rbc.ru

Система комментирования SigComments