В России и Беларуси реализуется несколько ключевых проектов по производству аминокислот
В рамках Союзного государства закрыта потребность агропромышленного комплекса в лизине, сообщила министр сельского хозяйства РФ Оксана Лут.
Лизин добавляют в корма для сельхозживотных и птиц, что улучшает усвояемость протеина и снижает расходы на корма на 10-15%. Лизин дает прирост массы у свиней на 8-12%, а метионин и треонин в птицеводстве повышают яйценоскость кур на 5-7%, пишет «Российская газета».
«По данным Евразийской экономической комиссии, в 2018 году импорт лизина в Россию составлял около 85% от общего потребления, треонина — 90%, метионина — 95%. Основными поставщиками были Китай и страны ЕС. Такая зависимость создавала риски для продовольственной безопасности, особенно в условиях санкций. Ситуация начала меняться с 2020 года, когда объемы собственного производства аминокислот в России и Беларуси значительно возросли. К 2023 году, по данным Министерства промышленности и торговли РФ, импорт лизина снизился до 20%, к 2025 году планируется полная независимость от импорта по основным аминокислотам», — рассказал статс-секретарь Экологической палаты России Вадим Петров.
Сейчас реализуется несколько ключевых проектов по производству аминокислот. В России работают предприятия в Курской, Новосибирской, Тюменской, Белгородской областях, а в Беларуси — в Гродненской и Минской областях. В последней Белорусская национальная биотехнологическая корпорация (БНБК) закрывает внутренний спрос в лизине на 80%. «И БНБК в Минской области, судя по корпоративной стратегии, планирует реализацию новых совместных проектов в России», — добавил директор Регионального института территориального и отраслевого развития Борис Селецкий.
Потребность АПК в лизине удовлетворили благодаря ряду факторов. «Во-первых, были вложены значительные инвестиции в биотехнологическую отрасль. По данным Министерства экономического развития РФ, с 2019 по 2022 год инвестиции в этот сектор превысили 20 млрд руб. и продолжают расти. Во-вторых, значение имела господдержка в виде субсидий, налоговых льгот и преференций, закрепленная в федеральных программах развития АПК. В-третьих, развивается научно-исследовательское сотрудничество между странами, что способствует обмену технологиями и лучшими практиками», — отметил Вадим Петров.
Перспективы производства настолько уверенные, что эксперты допускают в будущем экспорт аминокислот из Союзного государства. «Рост мирового спроса на кормовые добавки, по данным аналитической компании GVR, оценивается в 6,5% ежегодно и к 2025 году может достигнуть объема 28 млрд долл. США. Россия и Беларусь, обладая значительными производственными мощностями и географическим преимуществом, могут занять большую долю рынка, особенно в странах СНГ, Азии и Африки. Перспективны и другие направления биотехнологий Союзного государства. Например, производство биопестицидов и биоудобрений», — добавил Вадим Петров.
Экологически безопасные препараты на основе микроорганизмов могут заменить химические аналоги, уменьшая нагрузку на почву. Также перспективна разработка пробиотиков для животноводства, чтобы снизить использование антибиотиков.
Для дальнейшего развития производства аминокислот основные меры проработаны. «Есть правовое регулирование, институты, отвечающие за развитие, финансовая поддержка. Если это деньги на сельхозпроизводство, то финансы предусмотрены в региональных минсельхозах, если на разработку инновационной продукции, например, новых аминокислот, то это гранты от Фонда содействия инновациям РФ, туда и белорусские коллеги могут подаваться, если потом создадут российское предприятие», — сказал Борис Селецкий.
Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам rg.ru