Ожидается, что в 2024 году в эту страну будет направлена пятая часть российской экспортной свинины
Россия в 2024 году поставит на мировые рынки до 300 тыс. т свинины, при этом порядка 50–60 тыс. т в этом объеме придется на Китай. Такие оценки приводятся в материалах федерального центра «Агроэкспорт» со ссылкой на генерального директора Национального союза свиноводов (НСС) Юрия Ковалева.
Сейчас прирост в экспорте этой продукции обеспечивают в первую очередь начавшиеся поставки в Китай: согласно оценке союза, с момента открытия в конце февраля рынка КНР для российской свинины ее туда было поставлено около 17 тыс. т.
Как сообщил заместитель генерального директора «Русагро» Александр Тарасов, агрохолдинг в 2024 году планирует экспортировать в Китай до 10 тыс. т свинины, поставки уже начались. Тарасов также отметил, что холдинг получил разрешение и осуществил первые поставки свинины в Китай с тамбовских предприятий группы. «Мы рассчитываем получить такие лицензии и по приморскому кластеру. Надеюсь, что это до конца года произойдет», — сообщил он.
Представитель «Русагро» подчеркнул, что китайский рынок является премиальным с точки зрения цен. «Цены примерно на 30-40% выше внутрироссийских. Это, соответственно, для нас основной мотиватор расширять этот экспорт», — пояснил Тарасов. По его словам, компания также рассчитывает решить вопрос с поставками в КНР комбикормов.
Также растет экспорт молочной продукции из РФ в Китай. Как сообщила заместитель гендиректора Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Мария Жебит, комментарий которой размещен в дайджесте центра «Агроэкспорт», поставки российской молочной продукции в Китай январе — июле этого года превысили 8 млн долл. Это в 1,8 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
По словам эксперта, в структуре российского экспортного продуктового портфеля наибольшая доля — свыше 40% — приходится на сухие молочные продукты (прежде всего, сыворотка и сухое цельное молоко), на втором месте — мороженое, которое составляет еще около трети стоимостного объема поставок.
Некоторые компании начали поставки сыров. «Общий объем пока небольшой — в пределах 150 т, в основном это плавленые сыры. Лидеры индустрии — „ЭкоНива“ и „Комос групп“ — открывают свои филиалы в Китае, чтобы эффективнее наращивать поставки и работать на рынке как со своими брендами, так и в b2b-канале», — сообщила Жебит. Как считают в союзе, китайский рынок молока интересен для российских поставщиков.
Тем временем компания «Мираторг» сообщила о начале экспорта в Китай растительных масел: уже отгружено более 13 тыс. т соевого масла, к отправке готовят первые партии подсолнечного и рапсового масел.
По данным Масложирового союза, в 2023 году Россия экспортировала в Китай более 150 тыс. т соевого масла — в два раза больше, чем в 2022-м. С таким показателем Китай был на третьем месте по объемам импорта российского соевого масла. В первом квартале 2024 года экспорт пищевых растительных масел (подсолнечного, рапсового, соевого) из РФ в Китай достиг рекордных 578,3 тыс. т, что на 18,2% больше, чем за аналогичный период предыдущего года, ранее сообщал центр «Агроэкспорт». Это позволило России укрепить свое лидерство среди крупнейших поставщиков в данном сегменте: на РФ пришлось 58,4% всего китайского импорта пищевых растительных масел.
В июле корпорация «Чжэн Дун» импортировала первую партию соевого масла российского производства объемом более 2 тыс. т в порт Яньтянь, Шэньчжэнь, Китай. «Данная поставка является очень важным шагом к расширению географии экспортных поставок российских товаров: исторически южные порты Китая принимали только масла из Бразилии, Аргентины, Австралии, Индонезии, Малайзии и Канады», — говорил директор по международной торговле корпорации «Чжэн Дун» Дмитрий Курбатов, обращая внимание, что новые логистические маршруты способствуют значительному увеличению товарооборота России и Китая.
Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам vetandlife.ru, tass.ru, interfax.ru и agroinvestor.ru