23 июля 2024

В прошедшем зерновом сезоне РФ заметно нарастила поставки в отдельные страны Азии и Африки

Также, Россия сохранила позиции важного поставщика зерна для своих традиционных торговых партнеров: Египта, Турции, Ирана, Саудовской Аравии

Второй год подряд экспорт зерна из Российской Федерации бьет рекорды. В сезоне-2022/23 он достиг 60 млн т, а по итогам 2023/24 МГ, по оценке Российского зернового союза, вывезено более 68 млн т зерна. Россия занимает второе место в мире по экспорту зерна всех видов (на первом месте — США), причем по экспорту пшеницы уже не первый год РФ лидирует: по разным оценкам, доля нашей страны в мировом экспорте данной культуры варьируется на уровне от 25% до 30%.

В прошедшем сезоне Российская Федерация сохранила позиции важного поставщика зерна для своих традиционных торговых партнеров: Египта, Турции, Ирана, Саудовской Аравии, а также заметно нарастила поставки в отдельные страны Азии, в том числе в Бангладеш, Вьетнам, Китай, Индонезию, и Африки: Марокко, Тунис, Сомали.

С 1 июля в силу вступили запретительные пошлины ЕС на импорт зерна из Российской Федерации и Беларуси, поэтому в текущем сезоне можно ждать переориентации поставок с европейских стран на прочие рынки, в том числе на растущие рынки стран Африки и Азии.

Ключевыми факторами, влияющими на ценообразование на экспортном рынке зерна, являются мировое предложение и спрос, которые в том числе связаны с погодными условиями. В первом полугодии 2024 года мировые цены на зерно преимущественно снизились, что объясняется, в частности, стабильно высоким предложением на рынке и активными экспортными продажами, в том числе из Российской Федерации, ЕС и США.

По прогнозу, в следующем сезоне предложение зерновых на мировом рынке также останется на высоком уровне, поэтому при сохранении текущих условий резкого роста цен не ожидается. Заметное увеличение цен может произойти в случае возникновения кризисных, форс-мажорных ситуаций, таких как гибель или порча урожая в отдельных странах-производителях, возникновение непредвиденных проблем с логистикой (как авария контейнеровоза EverGiven в Суэцком канале в 2021 году) или резкое снижение спроса.

Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» для forbes.ru

Система комментирования SigComments