Увеличились поставки мяса птицы, говядины и баранины, шоколадных кондитерских изделий
За последние три года России удалось в два раза нарастить экспорт продукции, соответствующей стандарту халяль, заявил замминистра сельского хозяйства РФ Максим Увайдов на XV международном экономическом форуме «Россия — исламский мир» в Казани.
«В 2021 году РФ поставила только в страны Персидского залива такой продукции на 180 млн долл. В 2022 году экспорт увеличился на 24%. Пока 90% приходится на продукцию птицеводства, субпродукты. Мы надеемся, что другая наша продукция также найдет свое место на рынках этих стран», — сказал он.
В Минсельхозе рассказали, что сейчас РФ успешно развивает сотрудничество в сфере АПК со странами ближневосточного региона и заинтересована в дальнейшем расширении торговли. Помимо традиционных товарных групп (зерновая и масложировая продукция), Россия существенно увеличивает экспорт продукции по стандартам халяль. За последние годы возросли поставки мяса птицы, говядины и баранины, шоколадных кондитерских изделий. Крупнейшими покупателями являются Саудовская Аравия, Иран и ОАЭ. В этом году начались поставки данной продукции в Алжир, также развивается экспорт в Оман и Индонезию.
Россия планирует расширить географию экспорта халяльной продукции на страны Северной Африки. «Соответствующие переговоры проведены. Надеемся, что это будет происходить уже в этом году», — сказал Увайдов. Он также отметил, что в 2024 году экспорт российской халяльной продукции в арабские страны должен достичь 400 млн долл.
По словам Увайдова, российская система сертификации надежна и пользуется доверием в странах исламского мира. Сегодня в стране работает пять центров аккредитации для рынков стран Персидского залива и два — для стран Юго-Восточной Азии.
В 2025 году будет десять лет, как Россия получила первый сертификат на экспорт халяльной продукции в ОАЭ, отмечает президент консалтинговой компании Agrifood Strategies Альберт Давлеев. А первое халяльное мясо птицы в российской рознице появилось еще в 2002 году. Спрос на халяльные продукты растет не только среди мусульманского населения России и мира, ее покупают и немусульмане. Ведь продукция халяль небезосновательно считается более чистой и качественной, поясняет эксперт. По его словам, последние пять лет спрос на продукты халяль в России прирастает в год по 2-3%.
Речь идет в первую очередь о мясе (за исключением свинины). Сейчас производство халяльного мяса птицы в разных компаниях составляет от 1 до 10% от общего объема выпуска, оценивает Давлеев. Но халяль возможен в кондитерских, молочных и других продуктах. По оценке гендиректора «Союзмолока» Артема Белова, выпуск халяльной молочной продукции сконцентрирован в регионах с высокой долей мусульманского населения.
Импульс развитию халяльной продукции в последние годы дали и торговые сети: они видят запрос потребителей, поэтому сейчас практически во всех крупных торговых сетях выделяется отдельная полка или даже целые отделы для халяльной продукции, отмечает Давлеев.
Постепенно наводится и порядок с сертификацией такой продукции. Раньше их мог выдавать практически любой сертифицирующий орган (а их в России около 40). Сейчас орган сертификации халяля должен пройти государственную аккредитацию. А это процесс непростой — нужно иметь штат определенных профессиональных сотрудников. Таких организаций в России немного. Но зато это может гарантировать качество халяльной продукции, считает эксперт.
Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам mcx.gov.ru, interfax.ru и rg.ru