Костяк будущих аграрных работников должны сформировать студенты, обучающиеся по целевым договорам
В России необходимо приоритизировать аграрное образование в отраслевых вузах: бюджетные места должны быть сформированы и заполнены исключительно по профильным направлениям подготовки. Об этом сообщила первый заместитель министра сельского хозяйства России Оксана Лут на панельной сессии «Образование и наука для АПК: вызовы и горизонты будущего» Всероссийского научно-образовательного аграрного форума, который открылся сегодня на базе Ставропольского государственного аграрного университета.
Масштабную трансформацию аграрной образовательной системы Минсельхоз России задумал для увеличения численности работников в агропромышленном комплексе.
К 2030 году численность занятых в АПК планируется нарастить до 6,2 млн человек, согласно целевому сценарию. В 2023 году в отрасли насчитывалось свыше 5,9 млн сотрудников, привела данные Лут.
Увеличение числа работающих в отрасли необходимо для ее дальнейшего развития: роста к 2030 году объема производства продукции АПК не менее чем на 25% и ее экспорта не менее чем в 1,5 раза по сравнению с 2021 годом (согласно перечню поручений по реализации послания президента Федеральному собранию) — и достижения продовольственной безопасности страны.
Как сообщает первый замминистра, АПК — одна из самых эффективно растущих отраслей, в которой фиксируется один из самых высоких темпов пророста производительности труда. По данным Лут, прогнозируемый до 2030 года среднегодовой рост производительности труда составляет 1,9%.
По плану Минсельхоза, костяк будущих аграрных работников должны сформировать студенты, обучающиеся по целевым договорам. Число таких студентов должно значительно увеличиться. Именно они будут максимально мотивированы после обучения работать в агросекторе, уверены в Минсельхозе.
По словам Лут, процесс подготовки новых сотрудников для АПК должен начинаться еще со школы. Заинтересовать учеников сельским хозяйством, вовлечь их и их родителей в профильную подготовку — все это должно стать частью компетенции вузов и бизнес-сообщества.
С другой стороны, министерство будет активно работать с бизнесом и обеспечивать его включение в образовательный процесс. Чтобы школьники и их родители были уверены, что после аграрного вуза можно получить работу с хорошими условиями труда.
Что касается среднего профессионального образования, то таким студентам следует предоставлять возможность совмещать работу и получение дальнейшего образования, считают в ведомстве.
Кроме подготовки будущих аграриев, вузы занимаются научной работой. И здесь главная задача — масштабировать научные разработки, вывести их на более широкий рынок.
«Разработки должны приносить пользу», — уверена Лут.
Такие разработки в конечном счете тоже нацелены на обеспечение продовольственной безопасности России.
Кроме того, с 2025 года работу руководителей аграрных вузов будут оценивать на выполнение ключевых показателей, определенных Минсельхозом России.