28 марта 2024

Продажи форели в РФ в прошлом году выросли почти на треть

Россияне предпочитают охлажденную красную рыбу

Фото: KamranAydinov / freepik.com

 

Форель все больше составляет конкуренцию семге на столах у россиян. В прошлом году ее продажи выросли на 30% в денежном выражении и на 25% — в весе относительно показателей 2022 года, рассказали в «Рыбном союзе». Россияне предпочитают охлажденную красную рыбу. Форель выращивают на европейской части страны, ее можно довезти до потребителя быстро. К тому же форель дешевле семги, а по качеству не уступает ей.

Продажи форели в 2023 году выросли на 60% в денежном выражении и на 55% в весе к уровню 2021 года, подсчитали в аналитическом центре союза на основе данных восьми федеральных торговых сетей.

Прежде всего растет доля охлажденной и дефростированной рыбы, продажи которой в деньгах выросли на 80% к уровню 2022 года и 120% — к уровню 2021-го. Даже консервативные покупатели постепенно отказываются от своих потребительских привычек, о чем говорит снижение продаж мороженой форели в деньгах на 10% к 2022 уровню года и на 20% — уровню к 2021-го. При этом стейки, филе и куски укрепляют свои позиции примерно на 15% в год. То есть растет спрос на продукцию, которую проще и быстрее готовить. По оценкам «Рыбного союза», при сохранении таких тенденций уже в ближайшие годы продукция глубокой переработки займет 50% продаж в категории.

При этом продажи ближайшего конкурента форели — семги — в 2023 году оказались на уровне 2021 года. Но и ее потребители предпочитают покупать охлажденной или дефростированной. Те торговые сети, которые смогли обеспечить своим покупателям такую продукцию высокого качества, получили рост продаж в весе 100% к уровню 2022 года и на 150% — к уровню 2021-го.

Оптовые цены на семгу и форель в 2023 году были волатильными. При этом среднегодовая оптовая цена на эти виды рыб осталась практически на уровне 2022 года. «В 2024 году потребители также, вероятно, не должны увидеть резкого роста цен: предложение семги и форели имеет довольно надежную основу в виде роста производства аквакультуры в России и за счет восстановления импорта», — прогнозируют эксперты союза.

Так, производство отечественных аквакультурных лососевых в 2023 году (по данным Росрыболовства) составило 158 тыс. т, увеличившись на 75% за последние пять лет. А объем импорта лососевых в весе в 2023 году увеличился на 35% к показателю 2022 года, превысив 100 тыс. т.

Управляющий партнер агентства Agro&Food Communications Илья Березнюк видит несколько причин роста популярности форели у россиян. Из 402 тыс. т аквакультурной рыбы, выращенной в 2023 году, почти половина приходится на красную рыбу. Значимый прирост ее производства наблюдается в Мурманской области, Карелии. К немаленькому внутреннему предложению добавляется импорт форели из дружественных стран — Турции, Армении. По своим органолептическим свойствам форель схожа с семгой, при этом существенно дешевле. У охлажденной белой рыбы (трески, пикши), которую вылавливают в Северном бассейне, тоже есть свой потребитель. Это тоже качественная рыба. Но с точки зрения маркетинга, устоявшихся вкусовых предпочтений, удобства разделки красная рыба для потребителя остается номером один, говорит Березнюк.

Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам rg.ru

Система комментирования SigComments