Ученые создали систему дистанционного анализа состояния почвы и морского льда
В Северо-Кавказском федеральном университете (СКФУ) создали систему дистанционного анализа состояния почвы и морского льда. По словам авторов, разработка станет ключевым сенсором для систем умного земледелия, а также поможет оптимизировать затраты на создание транспортных морских коридоров в Арктике. На разработку получен патент, сообщили в пресс-службе вуза.
Системы дистанционного зондирования земной поверхности, по словам ученых, сегодня все чаще опираются на беспилотные летательные аппараты (БПЛА), а не на спутники. Такой подход позволяет добиться намного большей детализации данных и повысить скорость их сбора и обработки.
Ряд типов земной поверхности — такие, как почвенный покров сельхозугодий или ледовый покров океанов, — относятся к так называемым плоскослоистым диэлектрикам. По словам ученых, зная показатели диэлектрической проницаемости и удельной проводимости этих сред, можно определить влажность и засоленность почвы, толщину, плотность и соленость морского льда, а также ряд других физико-химических параметров.
Исследователи университета разработали новый способ дистанционного измерения диэлектрической проницаемости участков земной поверхности, превосходящий аналоги по точности, оперативности и экономичности.
«Сегодня основное условие для внедрения технологий точного земледелия, совокупно способных повысить продуктивность агропрома на 20%, — обеспечение потока точной и своевременной информации о физико-химических параметрах почвы. Наша разработка может в автоматическом режиме собирать все необходимые данные этого типа», — рассказал заведующий кафедрой инфокоммуникаций СКФУ Геннадий Линец.
Ключевая особенность разработки, как объяснили создатели, — использование сразу двух БПЛА, образующих радиолокационную зондирующую систему. Испытания показали, что вероятность ошибки измерений у новой системы составляет порядка 1%.
Другое практическое приложение новой системы — подбор оптимального курса ледоколов за счет измерения толщины и плотности морского льда. По словам ученых, это позволит заметно оптимизировать затраты на проводку судов по Северному морскому пути.
«Существующие аналоги нашей методики — это либо лабораторные исследования, требующие слишком много времени, чтобы оставаться применимыми, либо аэрокосмическое зондирование, имеющее недостаточно высокую точность и требующее дорогостоящей инфраструктуры», — отметил Линец.
В дальнейшем научный коллектив намерен доработать программно-технический комплекс для контроля предложенной разработки и создать на ее основе полноценную геоинформационную систему умного земледелия.
Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам ria.ru