17 июля 2023

Технологии будущего в АПК: названы тренды, которые будут влиять на отрасль

Среди них роботизация, блокчейн-технологии, заменители животного белка

https://ru.freepik.com/free-photo/smart-robotic-farmer-spraying-fertilizer-on-vegetable-green-plants_21544359.htm#query=%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%20%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B&position=4&from_view=search&track=ais
Фото: user6702303 / ru.freepik.com

В мире стремительно развиваются технологии, в том числе и в АПК. Как рассказал на организованной компанией «Агроэко» конференции «Прогрессивная генетика — залог экономического успеха 2023» основатель и управляющий партнер компании Mindsmith Руслан Юсуфов, благодаря геномной селекции производство различной сельхозпродукции становится эффективнее, дешевле, маржинальнее. Сельскохозяйственные животные становятся частью мира Интернета вещей: коровы и свиньи носят устройства, по которым сотрудники предприятий могут мониторить их состояние и собирать данные о каждом. «Согласно прогнозам, исследования в этой области позволяют получить от 2 до 40 эксабайт данных в течение следующего десятилетия», — отметил Юсуфов.

Процессы кормления, уборки, транспортировки внутри объектов предприятий, убоя, разделки, изготовления конечной продукции ряд компаний осуществляет с помощью роботов. «Датчики на разных этапах жизненного цикла животного дают информацию, исходя из которой принимаются эффективные решения по кормлению и предотвращению заболеваний. Роботизация разделки предполагает использование компьютерного зрения для автоматизации процесса, повышения эффективности, безопасности», — рассказал Юсуфов. Роботы снижают нагрузку на работников, и в перспективе вместо людей, которые разделывают тушу руками, будут необходимы специалисты, которые могут обеспечивать функционирование роботов.

Блокчейн-технологии позволяют создать единое информационное поле для большого количества разных участников: завода по производству, логистической компании, торгового звена. В этом случае, отметил Юсуфов, становится понятным, на каком этапе кто из участников цепочки несет ответственность за качество и безопасность продукции. «В то же время для конечного потребителя это возможность проследить всю цепочку конкретного стейка или конкретного йогурта на полке», — добавил он.

На вопрос о том, какую еду хотят покупать люди сегодня, на что они обращают внимание, однозначного ответа, по мнению Юсуфова, нет. «Покупатели очень разные. В Европе потребителей больше беспокоит цена и вкусовые качества мяса. В Китае в первую очередь возникает вопрос полезности и безопасности продукта, возможно, это связано с ковидом, из-за которого Китай сильно напуган, и любые вопросы безопасности там первостепенны», — привел он пример.

Поэтому развитие производства продуктов питания в перспективе может быть очень разнонаправленным, и для каждого направления найдется свой потребитель. Так, сейчас набирают популярность заменители мяса. В 2021 году их рынок оценивался в 7 млрд долл., что составляло 1% от общего рынка мяса. И хотя он показывает стабильный рост, существенную долю потребителей мяса животного происхождения сегмент искусственного мяса на себя не оттянет, считает Юсуфов. «Насколько на рынок искусственного мяса стоит смотреть с точки зрения угрозы для индустрии животного мяса — неизвестно. Но освоение данной ниши — неплохой способ диверсификации бизнеса построения экосистемы», — отметил он.

Еще один тренд — использование в качестве источника белка насекомых. «В некоторых странах люди и так потребляют в пищу насекомых, для них нет проблем съесть его отдельно или в составе гамбургера. Для других стран культура потребления в пищу насекомых непонятна, и при выходе с такой продукцией на рынок в эти государства ее необходимо продвигать», — сказал Юсуфов.

Кроме того, по его словам, мир приблизился к тому, что нейроинтерфейс будет позволять воздействовать на вкусовые рецепторы людей. «Можем ли мы прийти в мир, в котором все поглощают одну и ту же белковую субстанцию? Она полезная и нейтральная на вкус. Но какая-то специальная технология раздражает наши рецепторы, и мы, питаясь этим, чувствуем вкус стейка, устрицы или камчатского краба», — допустил Юсуфов. По его мнению, с появлением подобных технологий общество может разделиться на две части: тех, которые будут максимально внедрять в свою жизнь новые технологии, сохраняющие жизнь животным, и тех, для которых вопрос физического присутствия стейка на столе будет иметь важное значение.

Также Юсуфов напомнил, что сегодня активно развивается вертикальное земледелие. «Это экономия пространства, независимость от сезонности, улучшение городской среды», — перечислил он. Кроме того, вертикальные фермы могут выглядеть красиво и позволяют владельцам удешевлять логистику: салат может расти прямо в доме или жилом комплексе. С другой стороны, их создание стоит дорого и является технически сложным, требует большого потребления энергии. «Рост этого сегмента будет, но даже с его учетом он останется микроскопическим, меньше 0,8% от общего рынка сельского хозяйства», — оценил Юсуфов.

Он отметил, что важно в правильный момент поймать появление новой бизнес-модели. «Пионерам всегда сложно, потому что им придется вложить много денег в маркетинг. С другой стороны, поскольку они первые на рынке, если у них получается, то они фиксируют за собой монополию или львиную долю ниши», — сказал он.

Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам agroinvestor.ru

Система комментирования SigComments