В прошлом году было собрано 13,5 млн т овощей открытого и закрытого грунта
С учетом текущей динамики потребления и его рекомендованных норм российский рынок овощей имеет потенциал роста до 20,5 млн т, что на 34,9% выше, чем в 2022 году. Об этом говорится в исследовании компании «Интерагро», которая специализируется на производстве оборудования для пищевой промышленности и агробизнеса, сообщает «Агроинвестор».
Гендиректор компании «Технологии Роста» Тамара Решетникова уточнила, что в 2022 году товарное производство овощей в защищенном грунте составило 1,5 млн т, а их общий рынок — около 2 млн т. В целом производство товарных овощей в России в прошлом году составило порядка 6,5 млн т; во всех хозяйствах, по данным Росстата, было собрано 13,5 млн т овощей открытого и закрытого грунта.
Аналитики компании в своем исследовании отметили, что в 2022 году в секторе овощеводства защищенного грунта продолжился рост производственных мощностей. Так, по данным Института конъюнктуры аграрного рынка, в прошлом году производственные мощности в секторе увеличились как минимум на 2,8 млн кв. м новых высокотехнологичных теплиц. В результате площадь защищенного грунта в России в 2022 году превысила 41 млн кв. м. Ключевую роль в этом процессе сыграли крупнейшие на рынке компании: ГК «Рост» и АПХ «ЭКО-культура», отметили аналитики.
По их данным, самое активное расширение площадей зафиксировано в Центральном, Приволжском и Северо-Кавказском федеральных округах. В 2023 году больше всего запусков новых тепличных проектов ожидается в европейской части России, говорится в исследовании.
В «Интерагро» также напомнили, что по итогам 2022 года валовой сбор овощей защищенного грунта достиг рекордных 1,6 млн т, что больше показателя предыдущего года на 5,6%. При этом в структуре производства существенных изменений не произошло. Так, производство тепличных огурцов оценивается в 885,7 тыс. т (рост на 5,3% к уровню предыдущего года), томатов — в 668,4 тыс. т (+6%). Производство прочих культур (зелени, баклажанов и перца) достигло 48,5 тыс. т.
По мнению аналитиков компании, наиболее эффективным способом увеличения внутреннего спроса на овощи защищенного грунта остается повышение качества предпродажной подготовки и правильной упаковки тепличной продукции. «В условиях, когда рынок приближается к насыщению, а спрос на свежие овощи снижается, производителям необходимо работать над расширением ассортимента, а также над тем, чтобы быстро доводить свою продукцию до прилавков магазинов и конечного потребителя. Правильная упаковка играет в этом первостепенную роль», — говорит коммерческий директор «Интерагро» Роман Нуриев, слова которого приводятся в исследовании.
Эксперты также ожидают роста потребления органических овощей. По их мнению, органическое и «зеленое» производство может стать одним из драйверов дальнейшего роста российского экспорта продукции АПК. По данным на конец 2022 года, экспортный потенциал органической продукции оценивался в 3,7 млрд руб. Одним из перспективных рынков, по мнению аналитиков «Интерагро», может стать, в частности, Саудовская Аравия, также идет работа по взаимному признанию органических стандартов с Китаем.
Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам agroinvestor.ru