29 июля 2022

Древние жители Европы начали массово пить молоко около 9 тыс. лет назад — Nature

Фото: Pxhere

Европейские палеохимики открыли первые свидетельства того, что древние жители Европы начали массово пить молоко примерно 9 тыс. лет назад, за 3-4 тысячи лет до того, как по их популяциям распространилась мутация в гене LCT, позволяющая взрослым людям переваривать молочные продукты. Это ставит под сомнение популярную теорию о том, почему люди начали пить молоко, пишут исследователи в статье в журнале Nature.

«Наше исследование показало, что жители Европы начали широко употреблять молочные продукты в пищу примерно 9 тыс. лет назад, задолго до распространения вариаций гена LCT, позволяющих переваривать лактозу. Это говорит о том, что распространение данных мутаций было связано не с употреблением молока, а с какими-то другими причинами», — пишут исследователи.

Как предполагают ученые, первые домашние коровы и молочное скотоводство появились на территории Ближнего Востока и Индии около 15-10 тысяч лет назад, примерно в то же время, когда возникло земледелие и люди перешли к оседлому образу жизни. Многие генетики при этом считают, что одомашнивание коров привело к тому, что в популяциях первых фермеров Земли появилась мутация в гене LCT.

Она дала этим людям уникальную способность, которой лишены фактически все остальные млекопитающие — возможность пить молоко во взрослые годы жизни и усваивать лактозу, один из сахаров, присутствующих в молоке в больших количествах. Этой мутацией сегодня обладает большинство европейцев, однако жители многих других регионов Земли не наделены подобной чертой.

Группа палеохимиков под руководством Ричарда Эвершеда, профессора Бристольского университета (Великобритания), открыла первые свидетельства того, что данная мутация стала высоко распространенной среди древних европейцев значительно позже, чем они начали массово пить молоко и употреблять в пищу другие молочные продукты. Это ставит под сомнение связь между появлением мутации и появлением молочного скотоводства.

Ученые совершили это открытие в ходе изучения химического состава примерно семи тысяч глиняных черепков, найденных на 500 стоянках древних жителей Европы. Как выяснил профессор Эвершед еще в начале текущего столетия, фрагменты древней глиняной посуды часто содержат в себе пищевые белки и жиры, по составу которых можно определить то, что хранилось в этих сосудах.

Проведенный исследователями химический анализ неожиданно показал, что древние европейцы начали массово пить молоко и есть молочные продукты уже 9 тыс. лет назад. В это время, как и в последующие 3-4 тысячи лет, мутация в гене LCT была крайне мало распространена среди обитателей Европы.

В дополнение к этому, палеохимики обнаружили заметные региональные вариации, а также большие колебания в частоте употребления молочных продуктов в разные периоды неолита, которые никак не влияли на распространенность мутантной версии LCT. Это, как считают ученые, говорит о том, что распространение данной вариации гена не было связано с появлением молочного скотоводства, а произошло из-за каких-то других событий, на роль которых претендуют массовый голод и эпидемии древних болезней.

Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам tass.ru