Это связано с реализацией в регионе проекта по созданию цифровой метеорологической сети
В Томской области разработана новая образовательная программа повышения квалификации агрономов по направлению «агрометеорология». Она рассчитана в первую очередь на действующих агрономов и призвана на примере хозяйств, установивших метеооборудование, показать эффект от использования метеоданных в производственном процессе. Ожидается, что это побудит агрономов принимать решения о сроках и методах проведения технологических операций на основе подсказок цифровых помощников метеоплатформы.
Напомним, в Томской области реализуется уникальный пилотный проект по созданию масштабной сети агрометеонаблюдения.
Используемые в настоящее время методики обучения студентов по направлению «агрономия» в Томском аграрном колледже и Томском сельскохозяйственном институте не учитывают новые требования к квалификации агрономов. Эти требования продиктованы реализацией в регионе проекта по созданию цифровой метеорологической сети и необходимостью использовать метеоданные в повседневной деятельности агрономов для эффективного управления предприятием. Поэтому губернатором Томской области в мае 2021 года было дано поручение о разработке новых образовательных программ для студентов-агрономов и начинающих предпринимателей, планирующих заниматься растениеводством.
Помимо обучающих программ, для популяризации агрометеорологии разработаны и в настоящее время проходят оценку макеты обучающих пособий и брошюр, которые призваны разъяснить, как влияют те или иные метеорологические факторы на состояние и развитие сельскохозяйственных растений. Особенность пособий заключается в подаче материала: всю информацию планируется представить в виде рисунков, комиксов.
По словам руководителя Ассоциации инновационного развития АПК Томской области, начальника томского филиала «Центра Агроаналитики» Дмитрия Билле, к такому формату подачи материала в ассоциации пришли по итогам работы с агрономами по старым программам. «Мы столкнулись с этим во время обучения агрономов, которые уже по 20–30 лет работают… Им неинтересно слушать преподавателя, дающего сухие цифры и научные знания по метеорологии. А вот когда мы начинаем им что-то показывать в каком-то графическом виде — это сразу вызывает эмоции и привлекает внимание, а содержащаяся на картинке информация запоминается легче», — рассказал Дмитрий Билле.
Такие пособия станут интересны и будущим агрономам — учащимся школ. К примеру, школьников привлечет комикс о борьбе колоска пшеницы с неблагоприятными метеоявлениями. Для студентов в виде светофора показано, как интенсивность метеорологического явления сказывается на развитии растений, а для действующих агрономов — формулы и краткая информация о влиянии метеорологических факторов на весь жизненный цикл растения.
Рисунок — Фотосинтетически активная радиация, или ФАР, — часть доходящей до растений солнечной радиации, используемой для фотосинтеза
Программы и пособия для слушателей будут бесплатными. Первые студенты, обучающиеся по программе агрометеорологии, получат удостоверения о повышении квалификации уже в октябре 2021 года. В дальнейшем обучение планируется проводить 1–2 раза в год.
Разработкой этого занималась Ассоциация инновационного развития АПК Томской области и департамент по социально-экономическому развитию села совместно с Институтом мониторинга климатических и экологических систем СО РАН и Томским институтом переподготовки кадров и агробизнеса.
Ассоциацией инновационного развития АПК и Томским институтом переподготовки кадров и агробизнеса также разрабатывается программа по обучению зоотехников и осеменаторов воспроизводству сельскохозяйственных животных с помощью эмбрионов. В частности, там будет рассказываться о плюсах и минусах воспроизводства сельскохозяйственных животных с помощью эмбрионов по сравнению с искусственным осеменением, в том числе с целью оздоровления стада и повышения его характеристик. Первый этап обучения планируется провести уже в ноябре — декабре 2021 года на базе Томского института переподготовки кадров и агробизнеса в онлайн и офлайн форматах. Информационные пособия на основе рисунков, как в программе по агрометеорологии, будут представлены в конце 2021 — начале 2022 годов.
«Мы хотим сделать подобные графические пособия по разным направлениям деятельности ассоциации: агрометео, защита окружающей среды и изменение климата, эмбрионы и т. д.», — добавил Дмитрий Билле.
Дмитрий Билле, начальник Томского филиала ФГБУ «Центр Агроаналитики»:
«В процессе реализации пилотных проектов приходится ломать представления специалистов о внедрении новых методов и технологий. Таким образом, параллельно реализации инновационных и уникальных проектов в сфере сельскохозяйственного производства в регионе строится и новая обучающая платформа».
Подготовлено Томским филиалом ФГБУ «Центр Агроаналитики»