13 ноября 2020

Российские ученые предложили защищать картофель от фитофторы с помощью экстракта хвоща

Ученые Тюменского государственного университета (ТюмГУ) в составе научного коллектива изучили, как пептидные экстракты лекарственных растений влияют на развитие фитофтороза картофеля

ФОТО: «ЛЕГИОН-МЕДИА»

Экстракт хвоща обыкновенного признан перспективным для борьбы с фитофторозом картофеля, сообщили в пресс-службе ТюмГУ. Результаты работы опубликованы в журнале Plants.

Как сообщают авторы публикации, заболевания растений, вызываемые мицелиальными организмами (оомицетами), являются серьезной проблемой для сельского хозяйства во всем мире. Одно из таких заболеваний — фитофтороз — поражает картофель и томаты. Возбудитель заболевания — оомицет фитофтора (Phytophthora infestans) — вызывает у картофеля некроз листьев, разложение клубней и гибель растения.

«Распространенным способом борьбы против фитофтороза является обработка картофеля пестицидами. Однако патогенные микроорганизмы становятся все более устойчивыми к химическим препаратам. Поэтому ученые ищут альтернативные способы защиты растений», — приводит пресс-служба слова одного из авторов исследования, заведующего «молодежной» научной лабораторией антимикробной резистентности, кандидата биологических наук Алексея Васильченко.

По словам ученого, натуральные экстракты, полученные из растений, применяемых в медицине, являются перспективным дополнением химическим пестицидам. Их использование позволит уменьшить количество остатков пестицидов в продуктах питания и окружающей среде. Кроме того, можно снизить стоимость комплексной защиты растений.

Влияние на фитофтору семи лекарственных растений изучал коллектив исследователей из Института биоорганической химии имени М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова РАН, НИИ по изысканию новых антибиотиков имени Г. Ф. Гаузе, Всероссийского института защиты растений, Института экологической и сельскохозяйственной биологии (X-BIO) ТюмГУ и Российского государственного аграрного университета (МСХА имени К. А. Тимирязева).

Для эксперимента были отобраны чистотел большой (Chelidonium majus); девясил высокий (Inula helertium); хвощ обыкновенный (Equisetum arvense); лавр благородный (Laurus nobilis); зеленый чай (Camellia sinensis); зверобой продырявленный (Hypericum perforatum). Картофельные клубни нарезались на диски и обрабатывались экстрактами. Затем ученые наблюдали прорастание фитофторы в лабораторных условиях с использованием оптической микроскопии.

«Наиболее выраженный эффект показал пептидный экстракт из хвоща обыкновенного. Таким образом, по утверждению авторов статьи, был отобран кандидат на роль активного вещества для разработки нового биопестицида», — говорится в сообщении пресс-службы.

Исследование было поддержано Российским научным фондом и Российским фондом фундаментальных исследований. Исследования выполняются по тематике «Биобезопасность человека, животных и растений» Западно-Сибирского межрегионального НОЦ.

Источник: tass.ru