28 октября 2020

Московская область — лидер России по экспорту шоколада

На регион приходится больше трети поставок шоколада из страны в стоимостном выражении

Фото: «Легион-Медиа»

По данным Федеральной таможенной службы, экспорт продукции агропромышленного комплекса из Московской области за период с 1 января по 18 октября 2020 года (здесь и далее — без учета поставок в страны Евразийского экономического союза за январь — август) составил 790,9 тыс. т, что на 49,8% больше, чем за аналогичный период 2019 года. В стоимостном выражении экспорт вырос на 4,6%, до 815,2 млн долл. США.

Экспорт продукции АПК из Московской области и его структура

В структуре экспорта продукции АПК из Московской области с начала года наибольшую долю — 19,9% — занимает какао и продукты из него. Поставки этой продукции за рубеж в стоимостном выражении составили 162,2 млн долл. США, в натуральном — 56,2 тыс. т, основные покупатели — Саудовская Аравия (28,2 млн долл. США), Казахстан (22,7 млн долл. США) и ОАЭ (15,6 млн долл. США).

Незначительная доля экспорта продуктов данной группы приходится на поставки какао-порошка, какао-пасты, какао-масла и какао-жира (0,9 млн долл. США; 0,3 тыс. т), основной же экспортной позицией является шоколад. В отчетном периоде Подмосковье поставило за рубеж 55,9 тыс. т шоколада на сумму 161,4 млн долл. США — по этому показателю регион занимает первое место в России. В целом объем поставок российского шоколада за рубеж в отчетном периоде составил 190,5 тыс. т на 471,9 млн долл. США, больше трети экспорта в стоимостном выражении (34,2%) — доля Московской области.

Структура экспорта шоколада из РФ в 2020 г. в разрезе регионов

На втором месте по доле в общем объеме экспортируемой из Московской области продукции АПК алкогольные и безалкогольные напитки и уксус: на них в отчетном периоде пришлось 12,1% поставок (98,4 млн долл. США; 167,9 тыс. т). В частности, экспортировались минеральные воды с добавлением сахара (56,6 млн долл. США; 95,8 тыс. т), солодовое пиво (22,2 млн долл. США; 51,7 тыс. т), крепкие спиртные напитки (18,4 млн долл. США; 16,6 тыс. т), минеральные воды без добавления сахара (0,5 млн долл. США; 2,8 тыс. т), прочие сброженные напитки (0,5 млн долл. США; 0,7 тыс. т) и уксус (0,1 млн долл. США; 0,2 тыс. т). Эту продукцию регион в основном поставляет в Казахстан (33,2 млн долл. США), Белоруссию (13,8 млн долл. США) и Германию (7,2 млн долл. США).

Третье место по доле в экспорте подмосковной продукции АПК занимает мясо и пищевые мясные субпродукты (11,8%; 96,1 млн долл. США; 56,4 тыс. т), такие как мясо птицы (87,1 млн долл. США; 52,4 тыс. т), мороженое мясо крупного рогатого скота (3,8 млн долл. США; 0,8 тыс. т), свинина (2,8 млн долл. США; 1,1 тыс. т) и пищевые субпродукты (1,7 млн долл. США; 1,9 тыс. т). Основными покупателями этой продукции в отчетном периоде стали Китай (68,7 млн долл. США), Украина (14,9 млн долл. США) и Казахстан (5,0 млн долл. США).

На четвертом месте по доле в экспорте агропродукции из Московской области молочная продукция; яйца птиц; мед натуральный; пищевые продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные: на них пришлось 9,7% поставок (79,4 млн долл. США; 56,0 тыс. т). Регион экспортирует пахту, йогурт, кефир (42,0 млн долл. США; 42,2 тыс. т), сыры и творог (34,7 млн долл. США; 11,6 тыс. т), молочную сыворотку (1,0 млн долл. США; 0,8 тыс. т), молоко и сливки несгущенные (0,7 млн долл. США; 0,6 тыс. т), молоко и сливки сгущенные (0,6 млн долл. США; 0,6 тыс. т), яйца птиц без скорлупы (0,3 млн долл. США; 0,1 тыс. т) и натуральный мед (0,2 млн долл. США; 0,1 тыс. т). Ключевые импортеры — Казахстан (32,4 млн долл. США), Белоруссия (15,8 млн долл. США) и Азербайджан (7,4 млн долл. США).

Пятерку продуктов — лидеров экспорта подмосковного АПК замыкают готовые продукты из зерна злаков, муки, крахмала или молока; мучные кондитерские изделия (9,0%; 73,3 млн долл. США; 40,7 тыс. т): хлеб и мучные кондитерские изделия (31,9 млн долл. США; 17,0 тыс. т), макаронные изделия (24,2 млн долл. США; 19,1 тыс. т), солодовый экстракт и детское питание (15,8 млн долл. США; 4,2 тыс. т), готовые пищевые продукты (1,5 млн долл. США; 0,4 тыс. т). В основном эту продукцию закупают Казахстан (23,2 млн долл. США), Белоруссия (18,8 млн долл. США) и Азербайджан (5,3 млн долл. США).

Подготовлено Оренбургским филиалом ФГБУ «Центр Агроаналитики»