11 августа 2020

Число производителей органической продукции в РФ за 7 месяцев выросло на 10 компаний

Если бы не коронавирус, этот показатель был бы еще выше

Фото: «Легион-Медиа»

Число производителей органической продукции в России за 7 месяцев текущего года увеличилось на 10 компаний, тогда как в предыдущие годы прирост составлял 3–5 компаний в год, сообщили в Национальном органическом союзе. При этом, как отметил исполнительный директор союза Олег Мироненко, на появление новых компаний — производителей органической продукции повлияла пандемия COVID-19: если бы не коронавирус, показатель был бы гораздо выше.

По словам Мироненко, конверсионными являются 27 компаний: они уже производят продукцию по органическим технологиям, но еще не получили сертификаты, так как земли, на которых они работают, еще не очистились и не стали органическими.

Согласно данным союза, из 94 российских производителей органических продуктов 30 имеют российский сертификат, 76 — европейский (при этом 80% из них работают только на российском рынке), и из них 12 компаний имеют оба сертификата. «Мы заметили, что многие компании в этом году продлили свои европейские сертификаты и не стали переходить на российский. Пока закон в России только начинает действовать и не доказал свою эффективность, пока не появились необходимые подзаконные акты, например ГОСТ по дикоросам, не все производители изъявили желание перейти на российскую сертификацию, — сказал Мироненко. — Наложила свой отпечаток и пандемия, так как в течение трех месяцев система сертификации была практически парализована из-за невозможности поездок сотрудников сертификационных компаний в другие регионы».

В реестре производителей органической продукции Минсельхоза России за полгода было зарегистрировано 30 компаний. Из них 26 сертифицированы компанией «Органик эксперт» и шесть — «Роскачеством» (две компании сертифицированы обеими компаниями). Третий сертификатор — Воронежский филиал Россельхозцентра — пока не имеет компаний в реестре, но у него есть компании в конверсии. «Надеемся, что желающие получить российский сертификат еще успеют пройти российскую сертификацию в рамках сертификационного сезона, пока снег не лег на поля», — сказал Мироненко.

По данным Национального органического союза, из 94 сертифицированных компаний 44 занимаются непосредственно производством, в основном продукции растениеводства. Около 70% из них работают на внутренний рынок и являются небольшими фермерскими хозяйствами. Крупные растениеводческие компании в основном работают на экспорт. 14 компаний занимаются производством молочной и мясной продукции, почти все они входят в категорию средних сельхозпроизводителей. Причем каждая из этих компаний имеет и сертификат на растениеводческую продукцию, так как производит корма для животных.

Переработкой органического сырья занимаются 20 компаний. Раньше их были единицы, заметил глава союза. «Причем пять из этих компаний-переработчиков активно используют зарубежное органическое сырье, а закон может в этом их ограничить в ближайшее время», — сказал он.

Кроме того, 13 компаний занимаются производством органической продукции из дикоросов, все они имеют зарубежные сертификаты и отправляют продукцию на экспорт. Сертифицированы также три трейдера, которые занимаются организацией экспорта органической продукции. Раньше в России работали только европейские трейдеры.

По данным Национального органического союза, сертификацию прошли девять компаний — производителей биопрепаратов и биоудобрений. Они сертифицированы зарубежными компаниями, поскольку ни один из российских сертификаторов пока не имеет аккредитацию на сертификацию производства биопрепаратов. «Это упущение, ведь производители биопрепаратов работают на российском рынке, их продукция не идет на экспорт, поэтому им нужно получить возможность сертифицироваться в России», — отметил Мироненко.

В этом году в РФ появились первые компании — производители органических шоколадных конфет, винограда и безалкогольных напитков. По словам Мироненко, проблемой остается органическая аквакультура. «Это перспективное направление с точки зрения наполнения внутреннего рынка и экспорта, но таких предприятий пока нет, нет и компаний, которые могли бы их сертифицировать: ни российские, ни зарубежные сертификаторы на территории России этим не занимаются», — сказал глава союза.

Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам milknews.ru

Система комментирования SigComments