«Центр Агроаналитики» | 02 мая 2024

Дайджест «Наука и технологии»: АПК РФ полностью обеспечен вакцинами от особо опасных болезней животных — Минсельхоз

Главные новости за период с 27 марта по 23 апреля 2024 года: на цифровую трансформацию АПК РФ в 2024 году выделят более 3 млрд руб., российские ученые нашли способ повысить устойчивость пшеницы к засухе, в России зарегистрирован первый отечественный гибрид озимого рапса

Дайджест «Наука и технологии»: На цифровую трансформацию АПК РФ в 2024 году выделят более 3 млрд руб.

Российские ученые нашли способ повысить устойчивость пшеницы к засухе

Ученые Казанского государственного аграрного университета в ходе эксперимента выяснили, что обработка семян яровой пшеницы сорта «йолдыз» и сои сорта «султана» бактериями рода Bacillus способна повысить всхожесть этих культур на 30% и 40% соответственно, при этом увеличивается их устойчивость к засухе. Во время исследования ученые смоделировали ситуацию засухи на песчаном субстрате и обработали семена различными штаммами бактерий, чтобы определить наиболее эффективные из них для поддержки зерновых и бобовых культур в неблагоприятных условиях.

Источник: ria.ru, 09.04.2024

В России зарегистрирован первый отечественный гибрид озимого рапса

Первый российский гибрид озимого рапса «дебют» внесен в государственный реестр селекционных достижений и допущен к использованию в регионах Южного, Северо-Кавказского, Северо-Западного и Центрального федеральных округов. «Дебют» относится к сортам среднеранней спелости, наряду с высокой масличностью (48%) имеет повышенное содержание белка в семенах — 24%. Потенциальная урожайность гибрида — 56 ц/га, потенциальный урожай зеленой массы составляет 72 т/га.

Гибрид устойчив к комплексу болезней, осыпанию, полеганию, отличается более крупными семенами, высокими темпами роста в осеннюю вегетацию и повышенной зимостойкостью.

Источник: vniimk.ru, 23.04.2024

В Тимирязевской академии исследуют способ защиты урожаев сои от бактериальных инфекций

Ученые РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, РУДН, ИБХ РАН и ВНИИКР разработали высокоспецифичный инструмент для диагностики зараженности семян сои на основе ПЦР. Данная мультиплексная система позволяет проводить диагностику двух основных бактериальных болезней сои с высокой чувствительностью и специфичностью. По словам ученых, система способна диагностировать патогены при их концентрации 10^6 КОЕ/мл, что подходит для поточного анализа семян сои в фитосанитарных лабораториях.

Источник: timacad.ru, 10.04.2024

Ученые Казанского ГАУ выяснили, что регулярное орошение способно повысить урожайность картофеля на 70%

Ученые Казанского государственного аграрного университета (Казанский ГАУ) изучили влияние орошения на урожайность отечественных сортов картофеля, в том числе сортов, созданных в рамках Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства. Исследования показали высокую отзывчивость всех изученных сортов на полив. Урожайность картофеля выросла на 40–70% в зависимости от вида. Кроме того, по словам ученых применение полива способствовало лучшему росту растений, более интенсивному нарастанию ботвы и клубней.

Источник: kazgau.ru, 09.04.2024

В Новосибирске создали устойчивый к засухе и паразитам сорт картофеля

В Сибирском НИИ растениеводства и селекции создали устойчивый к засушливым условиям и паразитам сорт картофеля «атаман» с высокой урожайностью. По словам ученых, урожайность такого картофеля в засушливый год составила 48 т/га. По внешним признакам он отличается яркой желтой мякотью, округлой формой. Сорт передадут на сортоиспытания в госсорткомиссию в 2026 году.

Источник: nauka.tass.ru, 10.04.2024

Новый российский гибрид капусты превзошел зарубежный в лежкости

Учеными РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева вывели новый отечественный гибрид белокочанной капусты, который по лежкости превзошел гибрид зарубежной селекции. По итогам испытаний 200 гибридов белокочанной капусты собственной селекции были отобраны самые перспективные из них, затем их вместе с зарубежными образцами заложили на хранение. Овощи лежали 5 месяцев (с ноября 2023 года по апрель 2024 года). Новизной и конкурентным преимуществом гибридов капусты тимирязевской селекции является комбинация высокой продуктивности и привычного российскому потребителю качества продукции, устойчивости растений к киле и фузариозному увяданию, толерантности к трипсу и суперлежкости, обеспечивающей сохранность кочанов без существенных потерь в течение всей зимы.

Источник: timacad.ru, 08.04.2024

Российские ученые обнаружили новый бактериофаг для борьбы с сосудистым бактериозом капусты

Коллектив российских ученых представил исследование, которое показало, что фаг Murka обладает способностью подавлять различные штаммы Xanthomonas campestris pv. campestris, что делает его перспективным средством для борьбы с сосудистым бактериозом капусты. Этот метод может со временем стать альтернативой химическим пестицидам, минимизируя негативное воздействие на окружающую среду и обеспечивая безопасность продукции.

Источник: timacad.ru, 12.04.2024

Кубань готова предоставить виноградарям РФ около тысячи сортов винограда

Ампелографическая коллекция Кубанского ГАУ увеличилась с момента создания (2023 год) в три раза — с 300 сортообразцов до 1 000 саженцев винограда. Среди них такие известные, как «шардоне», «мерло», «рислинг», а также популярные среди кубанских виноградарей «первенец Магарыча», «рубин Голодриги» и «платовский». Все образцы прошли экологические испытания, которые подтвердили, что саженцы можно возделывать не только на юге России, но и в других регионах. Запросы на кубанские саженцы поступают из Белгородской, Самарской и Саратовской областей.

Источник: specagro.ru, 27.03.2024

В Бурятии вывели морозостойкий сорт черной смородины

Ученые Бурятской ГСХА вывели новый сорт черной смородины — «академическая», урожайность которого может достигать 12 кг с одного куста. К основным достоинствам нового сорта можно отнести повышенную зимостойкость и высокую самоплодность. Сорт имеет средний срок созревания. Смородина нового сорта пригодна для переработки на компоты, джемы, соки и желе.

Источник: mcx.gov.ru, 09.04.2024

В Калужской области запатентовали два новых сорта черной смородины

Селекционеры Калужского научно-исследовательского института сельского хозяйства по запросу местных фермеров создали и запатентовали два новых сорта черной смородины: «юхновская 70» и «лиза». Смородина адаптирована для калужского климата. У ягод толстая кожура, что позволяет собирать их спецтехникой.

Источник: t.me, 16.04.2024

АПК РФ полностью обеспечен вакцинами от особо опасных болезней животных — Минсельхоз

Российский АПК в настоящее время полностью обеспечен отечественными вакцинами против особо опасных болезней животных, сообщил министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев на заседании коллегии Россельхознадзора. По его словам, только в 2023 году было создано 13 вакцин для домашних и сельхозживотных, из которых 9 уже зарегистрированы и активно реализуются на рынке. Отечественное производство вакцин для животных растет, сейчас его объем почти на 40% выше, чем в 2021 году.

Источник: interfax.ru, 28.03.2024

Российские ученые создали пищевую добавку для сельхозживотных на основе водорослей

Группа ученых Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова разработала уникальную добавку в пищу на основе микроводорослей — суспензию хлореллы. Она рассчитана на применение в животноводческом секторе АПК, а также в медицине. Натуральный продукт содержит больше 650 веществ и элементов, которые многократно повышают производительность и экологичность продукции в аграрном секторе.

Источник: rg.ru, 06.04.2024

Ученые США, Эфиопии и Великобритании оценили эффект применения медицинской вакцины БЦЖ на КРС

Исследователи из университета штата Пенсильвания (США), Аддис-Абебского университета (Эфиопия) и Кембриджского университета (Великобритания) подтвердили, что иммунизация крупного рогатого скота (КРС) вакциной против туберкулеза позволяет на 90% снизить распространение инфекции среди этих животных. При исследовании у вакцинированных коров наблюдалось гораздо меньше видимых проявлений туберкулеза, чем у невакцинированных. При этом вакцина не только купирует развитие болезни, но и снижает заразность инфицированных животных.

Источник: vetandlife.ru, 04.04.2024

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ

На цифровую трансформацию АПК РФ в 2024 году выделят более 3 млрд руб.

Правительство РФ в конце прошлого года актуализировало страте-гическое направление в области цифровой трансформации агропро-мышленного и рыбохозяйственного комплексов до 2030 года. На эти цели в 2024 году выделят более 3 млрд руб. За несколько лет планируется полностью перевести в цифровой формат услуги по оформлению всех видов господдержки в отрасли. К 2026 году показатель цифровизации здесь должен достигнуть 50%, в 2027-м — 75%, в 2028-м — 100%. Также в марте 2025 года планируется запустить в промышленную эксплуатацию единую цифровую платформу агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов. Она позволит быстрее и эффективнее анализировать и прогнозировать отраслевые показатели.

Источник: rg.ru, 28.03.2024

В России создали недорогой БПЛА для борьбы с сорняками

Новый беспилотный летательный аппарат (БПЛА) «Альбатрос», разработанный в концерне «Калашников», поможет выявлять сорняки, наносящие вред сельскохозяйственным угодьям. Себестоимость аппарата составляет около 20 тыс. руб., в то время как цены на другие беспилотные авиационные комплексы начинаются от 1 млн руб. «Альбатрос» имеет взлетную массу 1,5 кг, размах его крыла — 2 м. На крыльях планера установлены солнечные батареи, которые способны заряжать аккумуляторы в воздухе, тем самым продлевая полет. Камера беспилотника позволяет покрывать более 1 га площади за один полет на высоте 150 м.

Источник: tass.ru, 19.04.2024

В ЛНР разработали портативный сепаратор для сортировки семян

В Луганском ГАУ создали опытный образец портативного сепаратора, предназначенного для сортировки семян с высоким содержанием питательных веществ. По словам разработчика, основным преимуществом нового сепаратора является простота конструкции, что снижает его себестоимость, а также небольшой вес и габариты, что позволяет перевозить его в легковом автомобиле или переносить в руках.

Источник: nauka.tass.ru, 17.04.2024

В России нашли способ переработки отходов общепита в смазку для сельхозтехники

Ученые Южно-Уральского государственного университета впервые в России создали способ переработки отработанного фритюрного масла в пластичную смазку для подшипников, шарниров и других узлов сельскохозяйственной техники. Ученые предложили использовать технологию переэтерификации, а также разработали специальные присадки. Технология полностью готова к передаче промышленным партнерам, все необходимое оборудование для переработки производится в РФ.

Источник: nauka.tass.ru, 27.03.2024

На Ставрополье обсудили взаимодействие науки, бизнеса и государства в АПК

В рамках всероссийского научно-образовательного аграрного форума на площадке Ставропольского ГАУ прошла стратегическая сессия «Наука». Участники сессии обсудили взаимодействие науки, бизнеса и государства в решении задач технологического суверенитета АПК, работу аграрных вузов и НИИ сквозь призму вызовов, стоящих перед отраслью, повышение востребованности научных разработок, формирование эффективных консорциумов на примере проектов ФНТП и другие вопросы.

Источник: specagro.ru, 05.04.2024

В СКФУ разрабатывают функциональные напитки из молочной сыворотки

Ученые Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ) занимаются исследованиями, которые позволят с помощью ультразвука создавать функциональные продукты на основе молочной сыворотки. Целью ученых является создание напитка, восполняющего дефицит цинка у потребителей. Одна из команд занимается изучением того, как можно применять ультразвук для восстановления сухих молочных продуктов и приводить их в изначальное состояние. Вторая разрабатывает хелатные комплексы с восемью незаменимыми аминокислотами, которые не вырабатываются в организме и могут быть получены только извне, а также с цинком.

Источник: ncfu.ru, 15.04.2024

Бамбук может стать новым источником белка

Группа ученых из Китайского государственного центра исследований бамбука оценила возможность использования побегов этого растения в пищу и установила, что они обладают множеством полезных для здоровья человека свойств. Кроме того, продукт оказался богат белком. По словам исследователей, побеги бамбука содержат семь из девяти необходимых человеку незаменимых аминокислот. При этом их количество выше, чем в привычных овощах, таких как морковь, сельдерей и капуста.

Источник: vetandlife.ru, 27.03.2024