«Центр Агроаналитики» | 15 января 2024

Дайджест «Наука и технологии»: в Минсельхозе России утвердили проекты для участия в ФНТП

Главные новости за период с 07.12.2023 по 11.01.2024: в России вывели сорт пшеницы, который позволит увеличить урожайность зерна в нечерноземной зоне на 15%; в РФ разработали прибор для ускорения роста семян; в РАН запатентовали новые сорта мандарина

Дайджест «Наука и технологии»: В РФ разработали прибор для ускорения роста семян

В России вывели сорт пшеницы, который позволит увеличить урожайность зерна в нечерноземной зоне на 15%

Генетики Курчатовского геномного центра разработали новый сорт пшеницы «ВНИИСБ-50», который позволит увеличить урожайность культуры в нечерноземной зоне на 15%. Пшеница этого сорта устойчива к полеганию, низким температурам, снежной плесени и мучнистой росе. Разработка была проведена при помощи прикладных генетических технологий, что позволило сократить срок получения нового сорта пшеницы с 12–15 до четырех лет. Эта технология будет использоваться в селекции других сельскохозяйственных культур.

Источник: nauka.tass.ru, 22.12.2023

В почве Сахалинской области нашли бактерии, повышающие урожайность пшеницы при засухе

Ученые Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН обнаружили в почве Сахалинской области штамм бактерий, который может повысить стрессоустойчивость пшеницы и увеличить ее биомассу в условиях засухи и солевого стресса. Штамм Enterobacter ludwigii, выделенный учеными, обладает способностью расти в безазотной среде, улучшать доступность фосфатов и стимулировать продукцию гормона роста у растений. Эти бактерии активируют ферменты антиоксидантной защиты клеток пшеницы, помогая растению переносить повреждения, вызванные активными формами кислорода в условиях стресса, таких как засуха, экстремальные температуры и засоление почвы.

Источник: nauka.tass.ru, 25.12.2023

В центре ускоренной селекции в Новосибирске получили пять урожаев пшеницы за 2023 год

В Центре коллективного пользования (единственном в России по ускоренной селекции злаковых культур), запущенном на базе Сибирского федерального научного центра агробиотехнологий (СФНЦА) РАН под Новосибирском в 2022 году, получено пять урожаев пшеницы за 2023 год. Среднее время от посадки до вызревания семян составило 60 дней, что позволяет быстрее вести селекционные работы.

Источник: nauka.tass.ru, 17.12.2023

В России начали работу над новыми гибридами подсолнечника

Национальный селекционно-семеноводческий консорциум в рамках ФНТП развития сельского хозяйства разработает 15 гибридов подсолнечника. Ученые ВНИИМК займутся селекцией новых перспективных гибридов подсолнечника с заданными хозяйственно-ценными признаками, Ruseed предоставит для реализации проекта производственные мощности, испытания по выращиванию гибридов пройдут на землях агрокорпорации «Био-Тон», а внедрение в производство будет проходить на мощностях компании «Эфко». Южно-Уральской ГАУ займется кадровым обеспечением проекта и подготовкой специалистов.

Источник: ria.ru, 11.12.2023

В РАН запатентовали новые сорта мандарина

Ученые Субтропического научного центра РАН получили три патента на новые сорта мандарина: «солнечный», «академический» и «князь Владимир». Субтропический научный центр РАН имеет коллекцию более 150 сортов цитрусовых и ведет исследования и селекционную работу. Основное внимание селекционеров направлено на мандарины, поскольку их можно успешно выращивать в Сочи без укрытия на теплых микроучастках. Селекционная работа включает в себя создание раннеспелых, зимостойких сортов культур, которые отличаются низкорослостью и качественными плодами.

Источник: nauka.tass.ru, 02.01.2024

Крымские ученые разработали новые сорта душицы

Новые сорта душицы «квазар» и «аккая», разработанные крымскими учеными, имеют большой потенциал для замены антибиотиков в животноводстве. Душица новых сортов обладает высоким содержанием карвакрола (природный антибиотик, который эффективно борется с грибками, насекомыми, бактериями и глистами). Замена антибиотиков в животноводстве натуральными альтернативами на основе душицы поможет снизить риск развития резистентности к антибиотикам у животных.

Источник: korovainfo.ru, 20.12.2023

За 2023 год специалисты ВНИИЗЖ разработали 13 вакцин для животных

Ученые Федерального центра охраны здоровья животных (ФГБУ «ВНИИЗЖ» Россельхознадзора) за 2023 год разработали 13 новых вакцин для животных. По состоянию на 2 января 2024 года восемь вакцин уже зарегистрированы. За прошедший год во ВНИИЗЖ произвели порядка 6 млрд доз вакцин, из них более 4 млрд доз — против болезней птиц, свыше 200 млрд доз — против болезней крупного и мелкого рогатого скота, свиней.

Источник: vetandlife.ru, 02.01.2024

В России зарегистрировали вакцину против маститов коров

В Федеральном центре охраны здоровья животных (ФГБУ «ВНИИЗЖ» Россельхознадзора) разработали и зарегистрировали вакцину для профилактики клинических и субклинических маститов коров «Мастивак-ЕВА», аналогов которой на российском рынке нет. При поиске вакцинных штаммов ученые отобрали свыше 400 проб биоматериала от коров. В 75% проб были выделены патогены. Антигенный состав иммунобиологического препарата состоит из инактивированных бактериальных клеток Streptococcus agalactiae, Streptococcus dysgalactiae, Streptococcus uberis, двух штаммов Staphylococcus aureus, Staphylococcus hyicus и двух штаммов Escherichia coli.

Источник: vetandlife.ru, 08.12.2023

В России зарегистрировали новый препарат для КРС

Специалисты компании «НИТА-ФАРМ» разработали и зарегистрировали в России новый ветеринарный препарат «Кабуфол», предназначенный для профилактики нарушений и быстрого восстановления коров в послеотельный период, лечения гипокальциемии и профилактики заболеваний нарушения обмена веществ у молодняка крупного рогатого скота (КРС). Препарат представляет собой комплекс кальция, магния и фосфора, усиленный бутафосфаном, с мощным синергетическим эффектом компонентов.

Источник: vetandlife.ru, 13.12.2023

Шотландские ученые предлагают заменить соевый шрот водорослями в рационе кур

Специалисты Сельского колледжа Шотландии (SRUC) планируют оценить влияние красных водорослей на усвоение питательных веществ, показатели роста и здоровья кишечника кур. По словам ученых, красные водоросли обладают значительным потенциалом благодаря высокому содержанию биодоступного белка. Предполагается, что они могут стать хорошей заменой соевому шроту.

Источник: vetandlife.ru, 20.12.2023

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ

Российские ученые создали систему ИИ для выявления болезней овощей и фруктов

Группа исследователей из «Сколтеха» и Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения разработала систему искусственного интеллекта (ИИ), которая способна выявлять болезни и дефекты на фотографиях овощей и фруктов.

Разработанная система может обнаруживать дефекты на ранней стадии, когда они незаметны человеческому глазу, а также адаптирует нейросети для анализа фотографий и обнаружения дефектов и болезней, которые могут повредить овощи и фрукты во время их хранения. Кроме того, исследователи обнаружили, что для решения этой задачи можно использовать обычные камеры вместо дорогостоящих специализированных. Система ИИ успешно анализировала фотографии четырех разных видов яблок и смогла с вероятностью 98% обнаруживать фрукты с плесенью и гнилью.

Источник: nauka.tass.ru, 21.12.2023

В РФ разработали прибор для ускорения роста семян

Молодые ученые университета «Сириус» разработали и протестировали прибор, который позволяет облучать растительные ткани различными спектрами света. Это поможет изучать влияние спектров на развитие растений и ускорить прорастание семян. Исследования показали, что красный спектр света повышает всхожесть семян на 14%. Прибор также позволяет выбирать из восьми спектров света и настраивать время облучения от 1 секунды до 36 часов. После доработки авторы проекта планируют создать версию прибора для аграриев.

Источник: nauka.tass.ru, 18.12.2023

В СКФУ создана инновационная технология обогащения мясных продуктов макро- и микроэлементами

Студентка аспирантуры Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ) с помощью цифрового моделирования разработала мясные продукты питания, обогащенные макро- и микроэлементами. Ученые СКФУ активно работают над развитием функционального питания в мясной промышленности и усиливают поддержку междисциплинарных исследований, применение которых от-носится к важным направлениям экономики макрорегиона, отметили в вузе.

Источник: ncfu.ru, 18.12.2023

На Ставрополье разработали ровер для сельского хозяйства

Ученые Ставропольского ГАУ представили новый многофункциональный ровер для сельского хозяйства. Агрегат представляет самоходную роботизированную платформу на колесном или гусеничном ходу. Ключевой особенностью ровера стала быстрая адаптация под разные задачи. Платформу можно быстро оснастить оборудованием для внесения удобрений, для обработки растений, емкостями для хранения плодов или перевозки грузов и т. п. Апробация российской модели ровера на сельскохозяйственных предприятиях Ставропольского края запланирована на 2024 год.

Источник: tass.ru, 17.12.2023

В Китае выпустили новый «умный» дрон для сельского хозяйства

Китайская компания XAG Co Ltd представила новое поколение сельскохозяйственных дронов P150 и P60, которые были улучшены в области управления полетом, системах задач и питания, что повысило их операционную эффективность, предоставило более гибкие методы управления и более низкие затраты на использование. Дрон Р150 может выполнять работы по опрыскиванию, посеву, транспортировке и аэрофотосъемке с высокой производительностью. Его максимальная полезная нагрузка 70 кг, максимальная скорость распыления 30 л/мин, а скорость посева и транспортировки материала 280 кг/мин.

По данным Министерства сельского хозяйства и сельских дел КНР, уровень комплексной механизации растениеводства в Китае достиг 72%, наблюдается значительный рост использования средних и больших тракторов.

Источник: rossaprimavera.ru, 15.12.2023

В США разработали портативный прибор для диагностики свиного гриппа

Американская биотехнологическая компания Anitoa Systems разработала прибор для диагностики свиного гриппа у животных. Прибор представляет собой тест-комплект, включающий портативный прибор для проведения ПЦР-диагностики, лиофилизированный реагент для ПЦР-диагностики вируса свиного гриппа и одноразовую пробирку для сбора проб с буферным раствором для лизиса. Он заряжается от сети и весит около 2 кг. Производитель утверждает, что этот набор позволит животноводам тестировать поголовье на свиной грипп прямо на местах. Массовые поставки прибора запланированы на 2024 год.

Источник: vetandlife.ru, 08.12.2023

В Минсельхозе России утвердили проекты для участия в ФНТП

В Минсельхозе России утвердили 25 проектов Федеральной научно-технической программы (ФНТП) развития сельского хозяйства на 2017 — 2030 годы. Всего было подано 45 заявок. Проекты, получившие одобрение, охватывают все подпрограммы новой редакции ФНТП — как растениеводческого направления (масличные культуры, кукуруза, зерновые, овощные культуры, картофель, сахарная свекла, технические культуры, виноградарство и садоводство), так и животноводческого и кормопроизводства.

Источник: mcx.gov.ru, 28.12.2023

В России изобрели новый тип муки

Российские ученые из «Росбиотеха» разработали и запатентовали способ производства муки из семян узколистного люпина для пищевой промышленности. Специалисты объяснили, что это растение отличается высоким содержанием белка, а произведенная из него продукция станет более полезной и здоровой альтернативой классической муке.

По словам авторов, вначале проводится шелушение исходного зерна для получения крупки, затем отделяется на воздушном сепараторе лузга из семян, предварительно измельчаются люпиновые крупки в муку, затем происходит окончательное измельчение на вальцовых станках. Общий выход высокобелковой люпиновой муки из крупки составляет не менее 95%, при этом содержание белка в муке — 45%.

Источник: lenta.ru, 20.12.2023

В России проводят клинические испытания новой вакцины против болезней лососевых рыб

Ученые подведомственных Россельхознадзору Федерального центра охраны здоровья животных (ФГБУ «ВНИИЗЖ») и Всероссийского государственного Центра качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов (ФГБУ «ВГНКИ») начали клинические испытания инактивированной эмульсионной вакцины против инфекционного некроза поджелудочной железы, фурункулеза, вибриоза, холодноводного вибриоза и зимней язвенной болезни лососевых рыб. Вакцина предназначена для активной иммунизации атлантического лосося и радужной форели с целью снижения случаев заболевания и смертности от указанных болезней рыб в хозяйствах. При доклинических испытаниях получены положительные результаты.

Источник: vetandlife.ru, 09.01.2024

В Чувашии создали научно-лабораторную инфраструктуру для анализа качества хмеля

В Чувашии создали научно-лабораторную инфраструктуру для комплексного анализа хмеля с определением чистоты сорта и качественных характеристик. Оборудование также позволяет выявлять болезни и проводить исследования по оздоровлению посадочного материала. С помощью современного оборудования коллектив ученых сможет выделить ДНК посадочного материала, а затем комплексно его исследовать, чтобы выращивать на российских плантациях качественный чистосортный хмель.

Источник: nauka.tass.ru, 28.12.2023

Белорусские ученые разработали инновационные рецепты мясных продуктов

В Институте мясо-молочной промышленности Беларуси создали специальные сухие смеси из натурального мясного сырья для пищевого 3D-принтера. Благодаря технологии возможна печать различных блюд, в том числе котлет и отбивных. Используя принтер, можно приготовить продукт любой формы и дизайна. Все параметры заданы под индивидуальные физиологические потребности человека. Новация позволит сэкономить время на приготовление сложных кулинарных блюд.

Источник: nauka.tass.ru, 28.12.2023