23 апреля 2020

Российскому агроэкспорту стоит оценить новые возможности после пандемии коронавируса

Некоторые эксперты отмечают, что у России в текущей ситуации появилась возможность увеличить свою долю на мировом рынке продовольствия

Фото: «Легион-Медиа»

Российский экспорт продукции агропромышленного комплекса на фоне ситуации с пандемией коронавируса и ослаблением курса рубля может получить новые возможности, хотя в краткосрочной перспективе компании к ним только присматриваются, сохраняя или умеренно корректируя экспортные планы, заявили РИА «Новости» эксперты и представители компаний.

«Конкурентоспособность российских производителей резко выросла за счет снижения курса рубля, а дополнительные преимущества могут быть получены при разрыве излишне протяженных глобальных цепочек поставок. Россия расположена ближе к рынкам Дальнего и Ближнего Востока и Средней Азии, чем большинство других экспортеров продовольствия», — говорит руководитель Центра отраслевой экспертизы «Россельхозбанка» Андрей Дальнов.

Он считает, что у России в текущей ситуации появилась возможность увеличить свою долю на мировом рынке продовольствия. Кроме того, рост и диверсификация российского экспорта соответствуют и интересам мирового сообщества, поскольку череда эпидемий, поражающих животных (птичий грипп, африканская чума свиней), а теперь и коронавирус показывают, что чрезмерная концентрация мирового производства ведет к риску дестабилизации поставок продовольствия для миллионов людей по всему миру, добавляет Дальнов.

«В целом компания высоко оценивает экспортные возможности российского АПК, — сообщает замгендиректора УК «Дамате» по маркетингу Дарья Лащенко. — В сложившейся ситуации, на наш взгляд, компании-лидеры имеют уникальную возможность выхода на новые рынки и открытия для себя новых каналов сбыта, которые в том числе могут стать хорошей основой для развития динамичных продаж в будущем».

«Для АПК в целом еще более актуальным станет продвижение несырьевого экспорта, то есть вывоз не сырья, а продуктов переработки с высокой добавленной стоимостью», — сообщили в пресс-службе ГК «Эфко».

Большинство компаний, опрошенных РИА «Новости», не останавливает действующие экспортные проекты и пока не пересматривает планы по поставкам.

«Мы по-прежнему ставим задачу существенно увеличить поставки по ключевым для нас экспортным направлениям: в страны Юго-Восточной Азии, Персидского залива и Африки. Ведется работа как по расширению ассортимента на рынках, где мы уже работаем, так и по началу отгрузок в новые страны», — сообщил руководитель управления экспорта ТД «Черкизово» Андрей Терехин.

«Черкизово» экспортирует за пределы ЕАЭС свинину, мясо курицы и индейки, а также колбасную продукцию. Отгрузки на экспорт в 2019 году выросли на 38,3%, до 50 тыс. т, в 2020 году планируется двукратный рост объемов, а корректировки, если и будут, то незначительные, уточнил Терехин.

«Все запланированные проекты будут реализованы в полной мере. В текущем году мы планируем отправить продукцию на общую сумму порядка 25 млн долл.», — говорит Лащенко из «Дамате». Компания поставляет на экспорт полуфабрикаты из мяса индейки: объем продаж в 2019 году составил более 1,4 тыс. т, при этом наибольший объем был направлен в Китай (более 700 т), свыше 250 т экспортировано в ОАЭ и более 400 т — в Африку.

«Мы считаем, что масложировая отрасль останется локомотивом и флагманом развития экспорта АПК», — сообщили в пресс-службе «Эфко». Компания в 2020 году планирует сохранить существующие позиции на рынке и поддерживать устойчивые темпы роста, но не исключает, что корректировки могут внести внутренние карантинные ограничения, снижение темпов экономического роста и снижение покупательской способности населения стран-импортеров их продукции.

«Начатые ранее проекты мы планируем довести до завершения. Принимать решения о реализации новых проектов будем учитывая реалии экономической обстановки в стране и в мире», — сообщили в пресс-службе.

«Эфко» по итогам 2019 года экспортировало 900 тыс. т масложировой продукции: более 50% от общего экспорта составили поставки подсолнечного масла в Китай, Египет, Индию и Иран, на втором месте (18%) — поставки шрота масличных культур в Турцию, Белоруссию, Италию, Армению.

Агрохолдинг «Комос Групп» временно приостановил отгрузки некоторых видов продукции до выравнивания санитарно-эпидемиологической ситуации в России и в мире. Компания в феврале — марте отправила порядка 120 т мясной продукции в Монголию, партию мороженого общим весом 52,2 т в Китай (с учетом отгрузки 10 апреля), но часть поставок, например молока и яиц, пришлось перенести на более поздний срок, сообщила пресс-служба.

По прогнозам руководства агрохолдинга, в ближайшие один-два месяца будет окончательно сформирован ценовой паритет по товарным категориям в зависимости от стоимости нацвалюты, при этом предприятия компании активно готовятся к возобновлению отгрузок продукции.

Группа компаний «Абрау-Дюрсо» увеличила в 2019 году экспорт продукции на 50%, до 1 млн бутылок. Вина поставлялись в 21 страну, изменений в планах на 2020 год пока нет: страны, наиболее затронутые COVID, не являются основными направлениями экспорта, сообщил гендиректор «Абрау-Дюрсо» Владимир Масловский.

По оценке Дальнова, объем поставок в страны дальнего зарубежья в марте вырос на 30,8%, до 2,2 млрд долл., к аналогичному периоду прошлого года. В тройке товаров-лидеров — пшеница, подсолнечник и подсолнечное масло. Кроме того, среди наиболее популярных экспортных продуктов — сахар, мясо птицы и свинина, которые стали заметны в структуре экспорта в последнем сельскохозяйственном сезоне.

«Российские поставки становятся все более диверсифицированными, и зеркально растет роль экспорта как балансирующего канала продаж для российских производителей», — считает эксперт из «Россельхозбанка».

Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам 1prime.ru

Система комментирования SigComments